Бизнес по шаблону: кто платит за франшизы в Украине

Александр Ногачевский из Федерации развития франчайзинга оценивает обороты этого бизнеса в Украине в $1,5 млрд.

В Украине сегодня около 400 компаний заявили себя как франчайзи. Первая франшиза в Украине появилась благодаря российскому предпринимателю с харьковскими корнями Владимиру Довганю, который в 90-е продавал под ТМ «Довгань» водку, сигареты, бытовую химию и ряд пищевых продуктов.

Об этом рассказал вице-президент Федерации развития франчайзинга, гостеприимства и инфраструктуры Украины Александр Ногачевский в ходе Международного форума по франчайзингу FHI 2011.

Бизнес на миллиард

Оборот франчайзинга в Украине, по данным Ногачевского, оценивается примерно в $1,5 млрд., что составляет около 3% товарооборота страны. «Если учесть, что в развитых странах во франчайзинге крутится от 40% до 60% общего товарооборота, то мы увидим, какой имеем потенциал», — подчеркнул он.

Сегодня, по словам главы федерации, наибольшее число франчайзинговых проектов сосредоточено в центре Украины, в Киеве. «Потому что, скорее всего, здесь больше денег и больше специалистов, которые понимают, что с этим делать», — отмечает эксперт.
Оборот франчайзинга в Украине оценивается в $1,5 млрд., что составляет около 3% товарооборота страны

В Украине уже появились компании, развивающие целые портфели франшиз в рамках холдингов. Они сконцентрированы в основном в Одессе, Харькове и Киеве.

Как и в большинстве стран СНГ, в Украине больше всего развит франчайзинг в сфере общепита и товарный франчайзинг. А вот производственный франчайзинг развивается в немногих отраслях, да и то, в основном крупными международными корпорациями.

Вместе с тем, отсутствие жесткого законодательства позволяет многим компаниям просто копировать западные франшизы и выдавать себя за международных франчайзи. К сожалению, говорит Ногачевский, такая негативная практика имеет место в Украине. «Но инструменты борьбы с этим все же есть», — добавил он.

Портрет франчайзера: предприниматель

Среди инвесторов франчайзинговых проектов в Украине можно условно выделить пять групп. При этом основную часть инвесторов составляют частные предприниматели.

По словам Ногачевского, у предпринимателей есть ряд очень позитивных качеств — они готовы прислушиваться к франчайзеру, готовы к переменам, не боятся вкладывать свои деньги. Главный недостаток предпринимателей — у них не всегда хватает денег.
У предпринимателей присутствует синдром, который мы образно назвали «Тато, я — великий!». Через полгода франчайзи начинает рассказывать собственнику франшизы, как нужно жить

«Кроме того, у наших предпринимателей присутствует синдром, проявляющийся примерно на пятом месяце партнерства, который мы образно назвали «Тато, я — великий!». Через полгода франчайзи начинает рассказывать собственнику франшизы, как нужно жить. И с этим сталкиваются практически все франчайзеры — когда накапливается критическая масса франчайзи, начинаются трудности в управлении ими», — рассказывает эксперт.

Поэтому представители федерации часто предлагают франчайзерам продавать мастер-франшизы на отдельно взятую область, а не искать в ней нескольких франчайзи, поскольку со временем они превращаются в неуправляемую массу. При этом у каждого франчайзи обязательно есть свое мнение. «У нас же каждый собственник киоска — он президент киоска», — заметил Александр Ногачевский.

Портрет франчайзера: портфельные инвесторы

Вторую группу потенциальных франчайзи составляют компании, которые диверсифицируют свои бизнесы.

Такие франчайзи стараются держать портфель инвестиций, готовы докупать франшизы, надеясь на правильное вложение своих средств.

«Это очень удобные партнеры для развития франшиз, особенно приходящих, западных. И в первую очередь потому, что у таких инвесторов есть профессиональный менеджмент, есть профессиональная система управления. И иногда она даже лучше, чем у франчайзера», — подчеркнул эксперт.

Портрет франчайзера: меняющие бизнес

Третья группа — компании, уходящие из одного бизнеса и переходящие во франчайзинг.

Это компании, имеющие собственный капитал, но не имеющие опыта в том бизнесе, в который они хотят войти. И это, по словам Александра Ногачевского, основная проблема, поскольку такие инвесторы практически не поддаются обучению.

«Человека, который вчера занимался продажей металла, и, как у нас говорят «на два прОцента жил», переучить, заставить заниматься другим бизнесом, к примеру, ритейлом — невозможно.

Это как раз ниша, где юристы могут больше всего заработать на судебных процессах», — отметил он.

Портрет франчайзера: чиновники

Четвертую группу украинских франчайзи составляют так называемые аффилированные чиновники — представители власти. У них есть деньги и, по словам эксперта, это очень удобная, хорошая для франчайзера ниша, т.к. она капиталоемкая. Но она же и самая трудноуправляемая.
 Чиновники — это очень удобная ниша для франчайзера. Но она же и самая трудноуправляемая

«Тем не менее, очень много бизнесов развивается благодаря этой нише партнеров, т.к., несмотря ни на что, с ними все-таки можно договориться. Правда, при условии, что вы за них создаете бизнес, за них наймете менеджмент, за них будете этим бизнесом управлять. Они готовы только инвестировать.

В Украине уже создаются такие управляющие компании, которые управляют чужими деньгами и, в частности, деньгами людей, которые приобретают франшизы», — рассказал Ногачевский.

Портрет франчайзера: бывшие топы

К пятой группе инвесторов эксперт отнес топ-менеджеров, которые в период кризиса ушли из компаний с «золотыми парашютами».

«У них есть деньги, у них есть опыт, колоссальные связи и, в принципе, эта ниша только создается. Она будет увеличиваться, потому что кризис еще не остановился», — добавил он.

 
 
 
Бизнес по шаблону: кто платит за франшизы в Украине , 7.2 из 10 базируется на 72 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.