Теплая зима-2012, впрочем, не снизила градус напряженности, которая ныне властвует в топливно-энергетическом комплексе Украины. Провал декабрьских переговоров между нашими и российскими президентами и премьерами заставил независимых экспертов высказать допущение: украинская делегация покинула Белокаменную, чтобы в нее вернуться. Со временем. Скажем, в январе. И быть уже значительно более уступчивой в важнейшем для нас вопросе — сдачи россиянам отечественной газотранспортной системы. Той самой, которая, по нашей Конституции, находится в собственности Украины и отчуждению не подлежит. А заодно является тем желательным для Москвы активом, который разрешает удерживать в украинско-российском диалоге хоть какой-то паритет. Что происходит со страной, которая уступила «Газпрому» и его подразделению — Кремлю — свою топливно-транспортную систему, ярко демонстрирует пример соседней Белоруссии.
Власть: никакой потери суверенитета!
Отечественные эксперты почти единодушно убеждены: нынешнее провластное большинство в парламенте может легко и непринужденно внести любые необходимые изменения в действующее законодательство. И ввести передачу России наших топливных активов в так называемое правовое поле. Сама власть против такой возможности традиционно возражает. «Ни сегодня, ни завтра вопрос о продаже украинской газотранспортной системы не будет подниматься. Если даже гипотетически вообразить себе такое, то это будет означать, что мы снимем с себя последнюю рубашку и ее продадим», — заявил еще перед Новым годом спикер украинского парламента Владимир Литвин. По его словам, речь может идти лишь о создании газотранспортного консорциума при участии нашего государства как транзитера, России как поставщика горючего и Европы как его потребителя. «Так что не нужны эти страхи, стоны и проклятия, которые еще больше обессиливают людей», — подвел итог политик.
Исполнительная власть придерживается приблизительно такой же мысли. По словам спикера украинского премьер-министра Виталия Лукьяненко, наша страна готова к новому раунду переговоров, как только из Москвы поступит предложение относительно их даты. При этом, как считают в Кабмине, очень положительным является заявление Владимира Путина, что украинская ГТС и в дальнейшем будет нужна РФ — с учетом роста спроса на газ. А вот разговаривать на этих переговорах, дескать, будут не о капитуляции Украины, а лишь о создании трехстороннего консорциума. С обязательным привлечением Европы как третьей стороны. И именно этот вариант — а не какой-либо другой — якобы имел в виду российский премьер, когда накануне боя курантов дал задачу «Газпрому» продолжить «газовый» диалог с Украиной.
Впрочем, подобные радужные заверения в нашей стране убеждают не очень. Тем паче с учетом предновогодней встречи российского премьер-министра Владимира Путина и руководителя «Газпрома» Алексея Миллера. Миллер тогда «засветил» предложения нашей страны, с которыми якобы приезжали в Москву Виктор Янукович и Николай Азаров: 20 миллиардов долларов за ГТС и 9 миллиардов долларов за скидку в оплате за российский газ сроком на один год. Деталей Миллер не уточнил, но их просчитали аналитики. Наиболее вероятно, что речь идет о прошлогодних объемах закупок газа — 40 млрд. кубометров, — которые при существующей ныне цене (416 долларов за тысячу кубов) будут стоить 16,6 млрд. долларов. Отняв от этой цифры 9 млрд. и проведя несложную операцию деления, получим: Украина отдает ГТС за цену газа 190 долларов за тысячу кубометров.
Оппозиция: они готовятся изменить закон!
Тогда, в двадцатых числах декабря, Москва сказала Януковичу и Азарову — нет! Точнее, «вот вы нам вечерами кровь и пьете». Это, если дословно. Но, похоже, перед наступлением нового года решила продолжить переговоры. Возможно, получив определенные обещания Киева.
Оппозиционный политик Николай Томенко имеет свои объяснения провала декабрьской миссии команды украинских переговорщиков. «Вполне очевидно, что Россия не идет на подписание договоренностей, поскольку она поставила жесткие условия: приватизацию украинской ГТС и реорганизацию НАК «Нефтегаз Украины» — с контрольным пакетом в руках россиян», — утверждает Томенко.
Но интересней всего то, что, по его словам, на следующей пленарной неделе Верховная Рада Украины намеревается включить в повестку дня проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты. Которые — странным образом(!) — касаются именно деятельности нефтегазового комплекса Украины. Согласно нововведению, которое якобы должны постановить, реорганизация «Нефтегаза», в том числе слияние, присоединение, отделение и выделение, будет осуществляться по… решению Кабинета Министров Украины.
Важное решение, дескать, не просто так принимают в первые дни нового года — именно этот период, когда у украинцев начинаются непровозглашенные каникулы, считается «мертвым» в бизнесе и «неконфликтным» в политике. Потому проголосовать за «новый Харьков» можно уже будет без кровопролития, мордобоя и дымовых завес.
Член Комитета ВР по вопросам ТЭК оппозиционный народный депутат Александр Гудыма (БЮТ) заявил, что вероятность принятия законопроекта о реорганизации «Нефтегаза» очень велика. Во вместительных шкафах парламента подобная ловушка — которая, на первый взгляд, похожа на выполнение наших обязанностей перед Европой — уже лежит. Речь идет о документе, который предусматривает механизм выполнения «Нефтегазом» требований Европейского энергетического сообщества. Т.е. о разделении НАКа-монополиста на предприятия, которые занимаются добычей и транспортировкой газа. Впрочем, перспективное и преимущественно положительное нововведение могут использовать в своих целях россияне. «Москва ждет, чтобы эти документы утвердили в парламенте, — говорит Гудима. — По моим данным, после того как примут закон о «расчленении» «Нефтегаза», сразу же подпишут межправительственное соглашение, по которому выделенный «Укртрансгаз» станет объектом консорциума между нашей стороной и «Газпромом». Или компанией, на которую укажет «Газпром». Ни о каких общих проектах с Евросоюзом сейчас речь не идет».
Законопроект пока что лежит. Но это, по мнению Гудымы, еще совсем ничего не значит. «Ведь если комитет не утвердил решение по поводу законопроекта, но его рассмотрел, то через две недели спикер имеет право выносить его на сессию, — говорит нардеп. — Судя по комментариям представителей провластной партии, они готовы голосовать за него».
Вероятность другой беды для нашей «трубы» высказывает депутат от «НУНС» Вячеслав Кириленко. По его словам, законопроект, который разрешит приватизировать нашу ГТС, поставят в один из сессионных дней «с голоса». Т.е. неожиданно и без предварительного обсуждения в комитетах. Но оппозиционеры, по их словам, к такому повороту событий готовятся и в случае чего могут заблокировать трибуну.
А почему 20, если она стоит 40 млрд.?
В том, что новую дату переговоров Москва все-таки назовет, сегодня можно даже не сомневаться. Основание для этого — очень простой, чтобы не сказать «примитивный», маркетинговый прием под названием «давление на продавца», который продемонстрировала российская сторона. «Нельзя исключать, что этот так называемый последний стратегический ресурс Украины в следующем (т.е. уже нынешнем. — Ред.) году может сильно упасть в цене», — процитировала Алексея Миллера его пресс-служба уже на следующий день после того, как он лично докладывал о состоянии переговоров Владимиру Путину. А вообще, по мнению главы «Газпрома», 20 млрд. долларов, которые будто просит Украина за свою трубу-кормилицу, — это ужасно завышенная, просто-таки несусветная сумма. И вдобавок придется потратить огромные средства на ее модернизацию — ведь украинский газопровод находится в якобы очень плохом техническом состоянии.
Украинские эксперты убеждены: господин Миллер неправ! По словам независимого эксперта, экс-спикера «Нефтегаза Украины» Валентина Землянского, белорусскую ГТС оценили в 5 млрд. долларов. Наша же «труба» — впятеро крупнее, и вдобавок среди объектов ее инфраструктуры — крупные газохранилища. Поэтому справедливая цена, если газотранспортную систему в самом деле будут продавать, составляет как минимум 35-40 млрд. долларов. По состоянию на сегодняшний день.
А тезис-угрозу, что завтра РФ может сыграть на понижение стоимости украинской ГТС (именно таким путем «частно-государственного партнерства» россияне выкупали привлекательные для себя предприятия, в частности перерабатывающие. — Авт.) эксперты оценивают скептически. По словам аналитика Центра Разумкова Сергея Дяченко, для поставок российского газа в Европу наша «труба» еще длительное время будет оставаться незаменимой. Даже при условии эффективной работы обходных газопроводов – «Северного потока» и «Южного потока». Прежде всего, потому, что транспортировать по суше, через Украину, безопаснее и дешевле, а это означает — экономически удобно. А во-вторых, на территории нашего государства действуют большие газовые хранилища, которые можно использовать для накопления резервных запасов горючего. Поэтому, дескать, Путин, публично заявив, что наш газопровод его интересует, не солгал. И Украинская ГТС в самом деле будет оставаться в фокусе интересов Кремля.
Наши козыри в диалоге
«Северный поток», как известно, не является прямым конкурентом пути через Украину. Он ориентируется на совсем другие месторождения газа (прежде всего Штокмановское. — Авт.) и на совсем других потребителей. «Южный поток», вопреки всем победным реляциям россиян, пока что остается проектом. «Договоренность с Турцией — это хорошо, — говорит Дяченко. — Но такая договоренность не решает проблему. Для успешного продвижения «Южного потока» необходима поддержка Еврокомиссии». Вместе с тем этот проект не отвечает Третьему энергетическому пакету: «Газпром» и другие компании не имеют права заниматься транспортными проектами (компании, которые добывают горючее, не имеют права его транспортировать. — Ред.). Конечно, Еврокомиссия может сделать исключение, если будет считать такой проект стратегическим для Европы. Так было, в частности, с «Северным потоком». Но относительно «Южного» подобной поддержки со стороны Еврокомиссии не ощущается — прежде всего потому, что этот «Поток» является конкурентом другого газопровода – «Набукко» (общего евро-азиатского проекта, без участия России. — Авт.)». А без «Южного потока» говорить о «падении стоимости ГТС» довольно тяжело.
Еще одно слабое место Путина в ближайших переговорах — позиция России, которая не заинтересована в слишком сильном обострении отношений с Киевом. «У Путина есть несколько причин пойти навстречу Киеву, — говорит политолог Вадим Карасев. — Первая из них — удержать Украину от жестких сценариев, на манер обращения в Стокгольмский арбитраж». Подобная угроза, кстати, снова прозвучала из уст нашего руководства — именно после неудачи на декабрьских переговорах в Москве. «Во-вторых, — продолжает Карасев, — Кремлю не удобно доводить ситуацию в Украине до социального взрыва, который приведет к смене власти. Да, Путин понимает, что нынешняя власть в Украине не такая уж и пророссийская. Но он также понимает, что более пророссийской власти здесь уже не будет. Да и революционное изменение власти Путину не нужно — оно лишь увеличит турбулентность в его стране».
Сумеет ли наша до этого беззубая команда переговорщиков использовать свои, хоть и немногочисленные, но преимущества — и добиться успехов в диалоге с россиянами, или решит пожертвовать частью суверенитета, мы узнаем после старого Нового года. Очередной раунд диалога якобы запланирован на 15 января. Но какой сценарий готовит нам власть, станет понятно раньше — как только народные избранники сядут за свои рабочие места в зале под куполом.
Оценка
«Освоение добычи шельфового газа могло бы переместить Украину в число главных стран-экспортеров газа. Но в случае продажи своей ГТС Украина не сможет реализовать такой проект самостоятельно», — Марьян Заболоцкий, аналитик «Эрсте Банка».
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.