Сильвио Берлускони — экс-председатель Совета министров Италии Уходящий год оказался богат на политические потрясения по всему Северному полушарию планеты. Рухнули правительства – как деспотические, так и демократические, власть которых казалась непоколебимой. И если в Евросоюзе правительства падали из-за падения уровня жизни граждан, то в Северной Африке, как в Ливии, порой на бунт поднимались и толпы относительно сытых людей.
В уходящем году из-за последствий финансового кризиса и «арабской весны» по всему Северному полушарию началось обновление элит. Где-то перемены оказались совершенно неожиданными, и аналитики еще не успели полностью осмыслить новые тенденции.
Совершенно незаметно для мировой прессы, спокойно и ровно многолетняя военная диктатура начала переход к демократии и гражданскому правлению. В феврале парламент Бирмы (Мьянмы) избрал первого за 50 лет гражданского президента. Им стал бывший премьер-министр Тейн Сейн. Правда, в свое время он на самом деле был главарем хунты и ради приличия попросту снял погоны и переоделся в цивильный костюм. Однако выборы в парламент прошли гораздо свободнее, чем было раньше, и в парламент впервые пробилась оппозиция.
Ничто не вечно
Острее всего развивалась ситуация с президентскими выборами в Кот-д’Ивуаре. Проигравший Лоран Гбагбо упрямился уступать кресло Алассану Уаттаре, из-за чего между сторонниками политиков началось противоборство, приведшее к жертвам с обеих сторон. Конец соперничеству положили французские военные, которые вмешались и на стороне Уаттары захватили президентскую резиденцию, арестовали Гбагбо и передали суду.
А в Таиланде премьером впервые в истории стала женщина – Йинглак Чинават, младшая сестра лидера оппозиции и экс-премьера Таксина Чинавата. Аналогичная ситуация произошла в Дании, где коалиция левых и центристских партий после победы на досрочных выборах утвердила премьером своего лидера – 44-летнюю блондинку Хелле Торнинг-Шмитт.
В Японии правительства следовали привычке оставаться у руля лишь около года. В конце августа в отставку ушел Наото Кан, который был избран на должность премьера в июне. Но залогом своего ухода Кан сделал принятие правительством поправок к бюджету, где были заложены крупные расходы, в том числе на восстановление страны после цунами. Кана сменил Йосихико Нода.
Первыми после признания независимости стали президентские выборы для Абхазии и Южной Осетии. Если в первой республике их назвали отвечающими высшим стандартам демократии (республику возглавил Александр Анкваб), то во второй произошла осечка. Победившая в первом туре оппозиционерка Алла Джиоева так и не была допущена к власти, потому что Верховный суд аннулировал итоги выборов. Повторное голосование назначено на весну. Пока Южной Осетией руководит премьер Вадим Бровцев.
Эпохальные перемены произошли в Приднестровье, где правящий на протяжении 20 лет Игорь Смирнов проиграл в первом туре президентских выборов. Вместо него во втором раунде сразились действующий и бывший спикеры парламента Анатолий Каминский и Евгений Шевчук, последний и победил с заметным перевесом. Москва советовала Смирнову не выдвигаться, но тот настоял на своем. Сейчас в России заведено несколько уголовных дел на сына Смирнова Олега и его невестку. Также не исключена вероятность, что у следствия возникнут вопросы и к Смирнову-старшему.
Не меньшие по значимости президентские выборы прошли в Киргизии, где в конце октября выбрали главу государства после временного президента Розы Отунбаевой. Она правила страной после свержения Курманбека Бакиева. Страну возглавил Алмазбек Атамбаев, который сразу объявил пророссийский курс, в частности, пообещав России закрыть американскую базу «Манас», действовавшую на Москву как красная тряпка на быка.
Особого внимания заслуживает Бельгия, где в начале декабря было утверждено новое правительство во главе с лидером Социалистической партии франкоязычного сообщества Элио Ди Рупо. Он стал первым за 32 года премьером-франкофоном. Так завершился самый длинный в новейшей европейской истории период безвластия – он продолжался 19,5 месяцев, с апреля 2010 года, когда в результате противоречий между франкофонами и валлийцами подало в отставку предыдущее правительство Ива Летерма. Все это время партии не могли договориться и сформировать новый кабинет. Добавим, что Элио Ди Рупо – открытый гомосексуалист и вдобавок атеист.
В самом конце года произошло событие, которое способно изменить ситуацию на Корейском полуострове. 19 декабря пришло известие о смерти лидера КНДР Ким Чен Ира, правившего с 1994 года. Уход из жизни «любимого руководителя» сопровождался массовыми демонстративными проявлениями скорби, в которых, если верить прессе КНДР, участвовали «земля, реки, деревья и птицы».
Забальзамированное тело усопшего вождя поместили в мемориальном комплексе. После смерти бразды правления взял младший сын покойного Ким Чен Ын. Его нарекли «великим вождем». На первых порах ему будет помогать дядя Чан Сон Тхэк, который, как не исключают некоторые наблюдатели, может попытаться ослабить власть Ким Чен Ына.
Революционный араб
Весь год в арабских странах происходили эпохальные перемены. Все началось с бегства за границу в середине января президента Туниса Зин эль-Абидина Бен Али. Глядя на это, жители соседних стран поняли, что настойчивые массовые народные волнения способны вызвать реальные перемены. В ближайшие месяцы регион ждала «арабская весна».
11 февраля в отставку ушел президент Египта Хосни Мубарак, который правил с 1981 года. Тут же обострились массовые беспорядки в Йемене и Ливии. В конце февраля ливийский лидер, комментируя требования повстанцев уйти в отставку, заявил, что не занимает никакого поста, но и пообещал «умереть на этой земле мучеником». Подозревал ли он, что его ожидает буквально через несколько месяцев или нет, но эти слова стали для него пророческими. Известие о пленении Каддафи, а также о казни полковника появилось 20 октября. Тело полковника несколько дней находилось в одном из супермаркетов города Мисурата в холодильнике, где все желающие могли на него взглянуть. Похороны прошли в секретном месте в пустыне.
Совершенно по иному сценарию развивались события в Йемене. Президент Али Абдулла Салех, пережив покушение, все равно долгое время умудрялся контролировать власть. Лишь в конце ноября после продолжительных консультаций с властями соседних стран Персидского залива он подписал мирное соглашение с оппозицией, включавшее пункт о его отставке. Салех, который правил страной более 30 лет, получил гарантии безопасности и выбил себе звание «почетный президент». Президентские выборы были назначены на февраль, но позже дату перенесли на апрель.
В Сирии волна народных волнений так и не смогла пока «свалить» режим Башара Асада. Несмотря на большое количество жертв как со стороны мирного населения, так и правительственных войск, Асад удерживает власть. Многочисленные призывы западных лидеров к добровольной отставке Асада ни к чему не приводят.
Россия, ссылаясь на ливийский опыт, выступает против принятия жестких антисирийских резолюций в Совбезе ООН, чтобы не допустить внешнего военного вмешательства. Тем не менее Москва признавала, что если Асад не проведет в скором времени реформы, ему придется уйти. По всей видимости, развязка наступит в 2012 году. Самой существенной уступкой оппозиции и внешнему давлению Дамаска стало согласие впустить группу наблюдателей от Лиги арабских государств.
Кризисные премьеры и один елбасы
Финансовый кризис повалил в Евросоюзе уже целую серию кабинетов министров. Первой ласточкой стала добровольная отставка в конце января ирландского премьера Брайана Коуэна. Страна оказалась на грани банкротства. А в конце марта в отставку подал премьер Португалии Жозе Сократеш. Так он отреагировал на решение парламента отклонить очередной план антикризисных мер. В середине октября в отставку отправилось правительство Словакии.
Следующим в очереди было правительство Греции. Усилия премьера Георгиуса Папандреу найти компромисс между бунтующими толпами и необходимостью урезать бюджет не увенчались успехом. Тем временем в Италии премьер Сильвио Берлускони, казавшийся непотопляемым, наконец тоже уступил нажиму кризиса и пообещал сложить полномочия в случае принятия парламентом мер бюджетной экономии. Берлускони сдержал обещание 12 ноября. Он заявил, что горд своей работой, и пообещал пока не баллотироваться в премьеры. Правительство возглавил экономист, экс-глава Антимонопольного комитета ЕС Марио Монти.
Следом обновилось правительство в Испании, где правящая сила с треском проиграла парламентские выборы, уступив Народной партии, чей лидер Мариано Рахой стал новым премьером вместо Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Не удержалась у власти и правящая партия Хорватии, где премьером стал юрист Зоран Миланович, возглавляющий Социал-демократическую партию (СДП) и коалицию Kukuriku («Кукареку»).
Соседняя с ЕС Молдавия стоит особняком – там кризис власти превратился в будни, поскольку молдаване приняли некогда такую конституцию, которая теперь не позволяет им избрать себе президента в течение уже скоро трех лет. Последняя попытка избрать его состоялась в середине декабря. Но оппозиция вновь не договорилась с правящей коалицией, и ситуация снова зависла.
По закону для избрания главы государства необходимы голоса 61 из 101 депутата. У парламентариев остается еще одна попытка выбрать президента. Если она провалится, то республику ждут третьи за два года досрочные парламентские выборы.
На этом фоне прямо обратным образом обстоят дела у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В 2011 году он с завидным постоянством отбивался от властных поощрений, которые навязывали ему парламентарии. В январе Назарбаев отклонил предложение парламента о вынесении на республиканский референдум конституционных поправок о продлении полномочий президента до 2020 года без всенародных выборов. Но через несколько дней парламентарии все равно приняли соответствующие поправки к конституции, но Назарбаев поправки не подписал. История продолжилась тем, что появилась идея организовать референдум по продлению легислатуры Назарбаева, однако Конституционный суд признал ее неконституционной.
Вскоре елбасы (лидер нации) предложил провести досрочные президентские выборы, на которых он в апреле в итоге получил более 95% голосов. Концовку столь успешного года подпортили события в нефтяных районах на западе республики, близ Мангышлака – в городе Жанаозен, где полиция огнем из автоматов разогнала протестующих нефтяников.
Реагируя на произошедшее, Назарбаев уволил Тимура Кулибаева с поста председателя госфонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Пикантность ситуации заключается в том, что Кулибаев – зять Назарбаева и до этого слыл первым кандидатом в его преемники. Мудрый вождь напомнил всем старую истину о том, что ничто не вечно.
Андрей Резчиков
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.