Завершение политического сезона в ближнем зарубежье оказалось насыщенным событиями. Тон задавал Владимир Путин. В канун двадцатилетия распада СССР, в рамках своей предвыборной кампании он заявил о намерении создать новое политическое объединение на постсоветском пространстве — Евразийский Союз. В России в то же самое время проходили многотысячные протесты против фальсификаций на выборах в Государственную Думу.

Реакция руководства стран-союзников была более чем ожидаема. Белорусский президент Александр Лукашенко уже 9 декабря заявил, что «в Белоруссии найдены способы противостоять организации «цветных революций» через социальные сети». За организацией этих революций, по его мнению, стоят западные спецслужбы. Казахский президент Нурсултан Назарбаев, столкнувшийся почти в это же время с акциями протеста уволенных нефтяников в городе Жанаозен, в результате которых погибло 16 человек, заявил, что в волнениях виноваты «организованные преступные группировки, связанные с силами за рубежом». Примечательно, что одной из первых мер казахских властей стало отключение социальных сетей в районе волнений. Российский премьер Владимир Путин, как известно, заявил, что на акции протеста вышли студенты за деньги, а все происходящее — «наработанная схема по дестабилизации общества, которая родилась не сама по себе».

Лидеры будущего Евразийского Союза имеют схожие взгляды на политику. Российский премьер руководит страной почти 12 лет и собирается пробыть в Кремле еще столько же. Президент Казахстана не смог преодолеть давление парламента, который почти насильно наградил его титулом «Елбасы» (лидер нации). Дальше — хуже: парламент выступил с инициативой попросить Назарбаева остаться президентом Казахстана до 2020 года. Совсем недавно с честью вышел из нового испытания, отказавшись подписывать указ о присвоении ему звания «Халык кахарманы» («Народный герой»). В качестве отступного пришлось заявить, что он не возражает против учреждения Дня первого президента Казахстана 1 декабря. Белорусский президент Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года, на этом фоне смотрится чуть ли не демократом-западником. Он всего лишь посадил или осудил почти всех своих соперников по президентским выборам 2010 года (Санникова, Усса, Некляева, Рымашевского). Белорусское телевидение ухитрилось показать сюжет о митинге 24 декабря на проспекте Сахарова, в котором говорилось лишь о нескольких сотнях протестующих — вместо десятков тысяч. Послание всех этих правителей своим гражданам одно: главное — сохранить стабильность, любые перемены приведут к ужасным потрясениям, граждане не должны вмешиваться в политику, а любые протесты — происки иностранных спецслужб.

Накануне двухсотлетия Отечественной Войны 1812 года вспоминается политическое детище, инициированное российским императором Александром I после победы над Наполеоном — Священный союз, ставший, по сути, инструментом борьбы с революционной заразой. Охранители, ставшие в то время во главе Европы, провозгласили своим главным принципом легитимность, которую тогда понимали как божественное происхождение монархической власти и приоритет прав государей над правами граждан. Лидеры Священного Союза видели свою роль в оказании взаимной поддержки при подавлении революционных выступлений в Европе. История сыграла злую шутку с российскими властями. В 1849 году Николай I — уже называемый «жандармом Европы» — фактически спас от краха австрийскую монархию, отправив русские войска для подавления венгерского восстания. Вместо благодарности австрийский император после начала Крымской войны в 1853 году встал на сторону Англии, Франции и Турции, фактически объявив Николаю I войну.

Этот исторический эпизод учит нас тому, что союзы диктаторов недолговечны. Охранители, узурпировав власть, перестают представлять интересы своих народов, и многие их решения имеют мало отношения к политической действительности. Евразийский Союз — это воссоздание Священного Союза на пост-советском пространстве, союз президентов-охранителей; он имеет мало отношения к экономической интеграции. Стоит в одной из стран смениться лидеру, как это государство немедленно выйдет из Евразийского Союза. Украина в целом с пониманием отнеслась к российским акциям протеста — и ее не затащить даже в Таможенный союз. А о Грузии даже говорить не приходится.

Резкое неприятие российским средним классом итогов думских выборов заставит Путина вести полноценную избирательную кампанию на грядущих президентских выборах. Пока создание Евразийского Союза — это чуть ли не единственный содержательный лозунг, который он озвучил. Политическая ограниченность данного проекта становится еще более очевидной как на фоне «арабской весны», так и на фоне электоральных поражений прокремлевских кандидатов в непризнанных пророссийских республиках — Южной Осетии и Приднестровье. Спрос на охранительство практически полностью исчерпан. Реакция евразийских союзников на протесты в России — насмешка над разумом. Единственное, о чем они могут договориться, это координация ограничения доступа в социальные сети и обмен базами данных «агентов иностранных спецслужб». Народам такой союз не нужен.

Вернуть лидерство на евразийском пространстве Россия сможет лишь при условии отказа от статуса жандарма Евразии. Если протесты против нечестных выборов приведут к серьезным изменениям российской политической системы, эти сдвиги станут ориентиром для всех постсоветских стран. Но интеграционные процессы на этом пространстве придется выстраивать заново.

Андрей Щербак

 
 
 
Евразийский союз — политический проект Путина? , 7.76 из 10 базируется на 73 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.