«Сырно-газовые» разборки Москвы и Киева – показатель кризиса интеграционной модели, уверен эксперт. Затяжная драма в российско-украинском диалоге по газу все вернее переходит в стадию, когда «уже не смешно». Уже как будто обо всем договорились, закрыли взаимно друг другу глаза на Тимошенко и «несправедливую» формулу, а воз и ныне там. Более того, вдруг оказывается, что никто его, собственно, и не думал пока двигать: это лишь привиделось ряду экспертов, в порыве энтузиазма выдавших желаемое за действительное.
Украинского премьера Николая Азарова труднее всего уличить в предвзятости к России, однако из его уст за последнее время уже прозвучало не одно критическое заявление в адрес «большого брата». И немудрено: выражая на официальном уровне «озабоченность» и «заинтересованность» в теме скорейшего разруливания газового конфликта, Москва и Киев как будто не спешат менять фигу в кармане на действительно крепкое рукопожатие партнеров. Последние новости тому яркая иллюстрация: главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко обрушился с критикой на украинские сыры и в целом сельхозпродукцию, посетовав, что качество украинских экспортируемых товаров в последнее время ухудшилось, в т. ч. и в связи с переходом страны на стандарты ЕС. Странное заявление для представителя страны, претендующей на укрепление и сохранение братских отношений с Малороссией.
В ответ премьер-министр Украины Николай Азаров внезапно вспомнил, что с Россией до сих пор так и не заключены договоренности по цене на газ и вообще по пересмотру «кабальных» условий контракта, хотя украинская делегация на высшем уровне уже прилетала в Москву именно с этой целью. «Мы им (российской стороне) четко сказали, что мы не собираемся закупать такое громадное количество газа, которое забито в этих контрактах, в кабальных контрактах», – сурово напомнил украинский «пророссийский» премьер Азаров. И добавил, что без обращения к международному правосудию спор уже, видимо, не разрешить: «Вариант судебного решения остается. Мы его не закрываем. Если мы не договоримся, то у нас просто не будет другой возможности».
Что ж, воевать – так воевать! И вот главный санитарный врач Геннадий Онищенко также внезапно вспомнил, что качество украинских сыров не соответствует российским стандартам: дескать, пальмового масла туда украинцы вливают от души. Бесконтрольно! Да и само качество контроля, на который, следуя в европейском фарватере, перешла Украина, начинает внушать беспокойство: «На Украине полномочия по контролю за продовольствием и питанием, в т. ч. в детских организованных коллективах, переданы ветеринарной службе. Де-факто это является признанием гражданина Украины животным». Вывод, конечно, небесспорный, но скандальный – и с явным расчетом на резкую раздраженную реакцию со стороны официального Киева, которая особо не заставила себя ждать.
Так, представители «Партии регионов», которая, как мы помним, некогда позиционировала себя в качестве «пророссийской», отреагировали на сентенцию Онищенко немедленно. «Заявление главного санврача России о каких-то негативных последствиях, к которым будто бы приведет передача ветеринарной службе функций контроля над качеством продуктов питания, – самая настоящая провокация», – категорично заявил замглавы Комитета Верховной рады по вопросам здравоохранения Виктор Корж. Реакция последовала и выше: министр иностранных дел Константин Грищенко предложил главе Роспотребнадзора извиниться перед украинскими производителями.
В конце концов, ведь до сих пор у Роспотребнадзора, проверяющего украинские сыры, подобных претензий не было?..
А спор продолжается – разве что заезженная и заедающая пластинка играет отныне где-то между трубой и сыроварней. И кажется порой, что даже десяток Евразийских союзов будут не в состоянии что-либо тут решить, поскольку человеческое упрямство – материя самая неподатливая…
Современное положение дел в двусторонних российско-украинских переговорах в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал известный политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов:
– То, что можно наблюдать сейчас, – это примитивный шантаж, который, очевидно, ставит своей целью пресечь потенциальные сквозные проекты совместного развития России и Украины, которые были бы связаны и с новым поколением инфраструктур, и с новыми индустриальными кооперативными цепочками. Вместо этого все сегодня сводится, по сути, к борьбе за трубу и к борьбе за активы, близкие к рейдерским. Поэтому, в общем-то, понятно, что это – кризис интеграционной модели.
Из этого, однако, не следует, что надо, с другой стороны, во всем потакать Украине, но следует, что возвращение Украины в единое интеграционное пространство требует смены социально-экономической модели от самой Москвы. Одновременно это – и внутренняя проблема Российской Федерации вообще. Страна требует смены социально-экономической модели, поскольку та четвертьвековая праволиберальная и, по сути, экстремистская модель, которую реализовывала Москва, показала свою полную неадекватность и неэффективность.
Со стороны Украины идет, к сожалению, изощренная защитная борьба, и особых претензий к ней тут быть не может. Проблема в том, что Москва, по сути, «уравнивает» себя с Украиной вместо того, чтобы предложить ей действенную интеграционную модель. И это, надо сказать, очень сильно расходится с самим проектом Евразийского союза, предложенного нашим премьером. Т. е. у самого-то Владимира Путина есть четкое видение этого союза, но реальные чиновники при этом ведут однозначно дезорганизационную, подрывную работу.
– Есть ли надежда, что после 4 марта, в случае избрания Владимира Путина президентом, произойдут какие-то определенно позитивные подвижки в диалоге?
– Это зависит от Путина. Если он выйдет на новую модель развития страны, то автоматически решатся и все проблемы с Украиной.
Виктор Мартынюк
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.