Развивать крупный бизнес без наличия партнеров из президентской команды в Украине становится почти нереально. Олигархи переписывают не менее половины бизнеса на «хранителей семейных ценностей». По этой же модели в регионах начались атаки и на средний бизнес. Там «гарантами» выступают губернаторы и силовики.

Мало кто из пассажиров киевского аэропорта «Жуляны» заметил, что на квитанциях за парковку на платной стоянке в 2011 году сменилось название фирмы. Деньги за эту услугу теперь получает некое ООО «Парк-Люкс-Донбасс». Между тем, за этой малоприметной новостью кроются серьезные пе­рестановки в составе инвесторов и фактических собственников небольшого столичного аэропорта. Миллиардер Василий Хмельницкий вскоре после формирования правительства регионалов уступил половину этого бизнеса Юрию Иванющенко, одному из ближайших друзей президента Виктора Януковича. Как следствие, в названиях сервисных компаний, зарабатывающих в аэропорту, все чаще можно встретить слово «Донбасс». Василию Хмельницкому пришлось уступить доли и в других компаниях, которые были приобретены в период особо теплого к нему отношениях главы горсовета Киева Леонида Черновецкого. Наличие новых партнеров в лице приближенных к власти бизнесменов — единственная гарантия дальнейшего развития бизнеса для большинства украинских олигархов. Те, кто этого не понимает, очень быстро получают или приглашение к следователям, или же непрошеных гостей в масках от силовиков.

Гости из настоящего

Глава группы компаний «Континиум» Игорь Еремеев не удивился, когда в один из его офисов нагрянули следователи в сопровождении спецподразделения СБУ. Ведь сначала он получил информацию о том, что подконтрольной ему сетью заправок WOG заинтересовался находящийся в фаворе у нынешнего президента бизнесмен Дмитрий Фирташ. А когда дал понять, что уступать долю в бензиновом бизнесе не намерен, выяснилось, что Служба безопасности Украины имеет к Еремееву серьезные претензии. (подробнее — читайте «Личное дело» Игоря Еремеева на стр. 30 — прим. «ВД»).

Но если у Еремеева в самом крайнем случае есть прикрытие в виде «корочки» заместителя председателя Народной партии (входит в коалицию с Партией регионов), то другому миллиардеру, Константину Жеваго, депутатское удостоверение может только ухудшить ситуацию. Ведь он является членом оппозиционной фракции БЮТ в парламенте. Визиты различных контролирующих органов на его предприятия с целью выемки документов стали обыденным делом. Решение проблемы Жеваго видит в максимальной публичности своих компаний и привлечении инвесторов из Евросоюза и России в качестве «живого щита». Впрочем, сам бизнесмен эту тему старается не комментировать, что вполне понятно. Депутат фракции БЮТ Александр Бондар считает, что нынешняя тактика Жеваго — единственно возможная, учитывая, что обзаводиться донецкими бизнес-партнерами он желанием не горит: «У Жеваго свой бизнес был переписан на крупные западные копании, которые будет опасно трогать. Если компания солидная и известная, она может выходить на уровень Европейского союза, президентов европейских стран и искать там защиту. Если это российская компания, она может выходить на Путина и Медведева, которые уже будут требовать защиты у Януковича».

Хранители «семейных» ценностей

Атаки на крупный бизнес со стороны представителей президентской команды прошли из четырех центров, которые удивительным образом не пересекаются на одних и тех же объектах. Новыми активами пополнились «закрома» уже упоминаемых Юрия Иванющенко и Дмитрия Фирташа, а также Рината Ахметова и так называемой «семьи» — группы, которую в деловых кругах принято ассоциировать с сыном президента Александром Януковичем. Эти четыре группы при поглощении предприятий действуют стремительно и агрессивно, при этом друг с другом в конкуренцию практически не вступают. Это наводит на мысль о наличии каких-то механизмов координации между ними. Как бы там ни было, украинские политтехнологи говорят об этом явлении уже как о неотъемлемой составляющей нынешней политической системы: «Идет ставка на старую гвардию и такие центры влияния, как старая донецкая группа, — говорит Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема». — Конечно же, определенные преференции получает группа Ахметова, которой отдали на откуп инфраструктуру. Было бы смешным полагать, что они получили это по доброте душевной. Идет расчет по старым долгам. Конечно же, Дмитрий Фирташ получает президентские гарантии, ему же Виктор Янукович обязан победой на выборах. Присутствие лояльных к нему людей при власти позволяет ему создавать любые холдинги, решая вопросы с финансированием не менее успешно. Именно поэтому мы видим особую роль Фирташа в приватизации предприятий по производству удобрений, в энергосекторе и т. д.».

Эксперты фондового рынка отмечают, что крупнейшие сделки с промышленными активами в последнее время происходят абсолютно неожиданно. Создается впечатление, что собственники предприятий до последнего не соглашаются на продажу, на затем все-таки ставят подпись на документе под давлением «обстоятельств». Аналитик инвесткомпании EAVEX Capital Дмитрий Чурин в качестве примера вспоминает харьковского миллиардера Александра Ярославского: «Дмитрий Фирташ создал свою империю в химической отрасли путем скупки активов у собственников, которые не особо рассматривали вариант их продажи. Ярким примером служит история по покупке черкасского «Азота». Владелец бизнес-группы DCH Александр Ярославский продал этот химзавод г-ну Фирташу за сумму порядка $700-800 млн, при том что слухи о продаже долгое время опровергались».

Прикрепленное изображение: 1.jpg

Туманные прогнозы

Миллиардеров в Украине немного — на сегодняшний день атака на их активы практически завершена. В большинстве случаев ни аналитики фондового рынка, ни, тем более, широкая общественность даже не узнали о переменах в составе акционеров крупных предприятий. Ведь чаще всего эти изменения не отражаются в официальной отчетности Госкомиссии по ценным бумагам и других контролирующих органов в Украине. На деле меняются лишь хозяева офшоров, владеющих пакетами акций других офшоров. Косвенно догадаться о сделке с «политическим оттенком» можно разве что по смене членов наблюдательных советов акционерных обществ. Ну а на практическое завершение очередного передела на высокодоходных рынках указывает появление определенной напряженности в отношениях между хранителями «семейных» ценностей. В частности, сразу после новогодних праздников главным слухом в деловых кругах была ссора, которая якобы состоялась между Ринатом Ахметовым и Юрием Иванющенко. А поскольку кроме слухов рынку по этому поводу поживиться особо нечем, они быстро обросли предположениями и прогнозами аналитиков. Стоит отметить, что подобные слухи периодически появляются и впоследствии не подтверждаются.

Ну а главный прогноз, в котором эксперты единодушны, — украинским олигархам будет крайне сложно сохранить свой бизнес даже после того, как они получат страховку в виде приближенных к президенту партнеров. Председатель правления Центра социологических и политологических исследований «Социоизмерение» Сергей Таран логику такого сценария характеризует просто: «Думаю, для крупных бизнесменов лучший политический режим — это хаос, где присутствуют постоянные междоусобицы и нет демократичной институции. Для олигархов являются смертью два режима — открытая демократия, которая есть в Европе, и автократический режим, который начинает выстраивать Виктор Янукович».

Мелочь на сдачу

Главной же тенденцией 2012 года, похоже, станет копирование схем политического рейдерства на региональном уровне. «Мелочь» в виде сетей СТО, небольших АЗС, магазинов уже массово попала под пресс со стороны странных личностей, которые представляются «людьми губернатора». Если предложение уступить долю в бизнесе отвергается, АЗС или магазин могут неожиданно сгореть. Причем милиция в таких случаях по странному стечению обстоятельств даже забывает приехать на место инцидента. Правда, на этом уровне не наблюдается такой слаженности, как у групп из президентской «семьи». Поэтому один и тот же объект может заинтересовать еще и, к примеру, «людей прокурора». Конфликты здесь неизбежны.

Похожей ситуация в Украине была во второй половине 1990-х. Тогда президент Леонид Кучма выступал третейским судьей в конфликтах как крупных олигархов, так и придворных районного масштаба. Типичным с этой точки зрения является конфликт вокруг киевского завода по производству инсулина «Индар». Гендиректор Евгений Кононенко и бывший руководитель предприятия Алексей Ла­­зарев в борьбе за получение контроля над этим активом дружно обратились к президенту за помощью. Вне всяких сомнений, Виктору Януковичу будет интересно рассудить спор за столь социально важное предприятие. Вот только итоговым победителем может оказаться и не Лазарев, и не Кононенко, а кто-то из приближенных к «первому лицу» крупных инвесторов. Но кто именно, можно будет догадаться только по квитанции на ближайшей парковке или по названию охранной фирмы на входе.

Анна Кибенок

 
 
 
Сколько стоит место под крылом «семьи»? , 7.56 из 10 базируется на 99 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.