Виктор Янукович — президент Украины 25 февраля 2010 года состоялась инаугурация Виктора Януковича на посту президента. Через два года его правления страна оказалась заложницей курса одного человека – причем курса, который не отличается последовательностью.

При внешней силе и бескомпромиссности власти очень многие решения президента диктуются соображениями сиюминутной конъюнктуры, персональными фобиями и соображениями тактического порядка, в результате чего страна почти потеряла доверие к президенту. Что не мешает главе государства «грести под себя» и выстраивать государство по единственной понятной ему модели – вотчинно-феодального типа, где все должно зависеть от воли и настроения хозяина, сообщает портал http://kontrakty.ua.

Новая реальность для страны
Через два года после памятной даты приходится констатировать, что период олигархического консенсуса, когда власть распределялась между группами победившего олигархата в пропорции к вкладу того или иного олигарха в победу Януковича, приближается к концу. Наступает эпоха Семьи (естественно, с большой буквы). Виктор Федорович – первый из глав Украины, кто завел во власть свой клан, состоящий из детей, их сотрудников и лично преданных президенту «охранников» и менеджеров.

В олигархической республике, каковой была Украина до недавнего времени, к 2012-му случился существенный перекос в сторону временного союза «семейных» и группы «РосУкрЭнерго» при формально нейтральном отношении все еще фактически крупнейшей ФПГ Рината Ахметова. Теперь баланс сил нарушен, и Янукович вынужден перейти от тактики «втискивания» бизнес-интересов своего клана между интересами иных ФПГ к захвату и распределению больших активов. То есть, олигархат оказывается под угрозой частичной экспроприации. Правда, у него имеется шанс откупиться от такой перспективы, взяв на себя поддержание социальных обязательств (отчислив побольше в бюджет) и частично влив деньги своего бизнеса в становление энергобезопаности Украины – в случае, если с Россией так и не удастся договориться об удешевлении газа.

Куда мы пришли?
Итак, какой стала Украины по состоянию на начало 2012 года, и к чему нас привела команда профессионалов, уже несколько раз перетасованная Януковичем?

Социальная и экономическая политика. По данным Госстата, 25% украинцев считаются бедными, 67% относятся к категории малообеспеченных. Минимальная пенсия составляет около 900 грн вместо 1320, обещанных в 2010 году. Принята контрверсийная пенсионная реформа, ставшая, скорее, психологическим, но очень знаковым ударом по патерналистскому менталитету сторонников Януковича. Одновременно государство одним решением Конституционного суда покончило с системой социальных обязательств и льгот, унаследованных от времен СССР: в бюджете нет денег, и потому судебные решения о выплатах льготникам выполняться не будут, а Кабмин теперь будет соблюдать Конституцию – право граждан на льготы – исходя из экономической целесообразности, то есть в ручном режиме.

Правда, макроэкономика показывает некие формальные достижения: так, согласно тому же Госстату, инфляция в 2011 году была на 4,4% ниже, чем в 2010-м – 104,6 против 109,1%. «С одной стороны, Януковичу удалась макроэкономическая стабилизация, особенно заметная на фоне проблем в Европе. Мало того, был достигнут даже определенный рост в 5% ВВП в 2011-м. Также очень существенен низкий уровень инфляции, что важно для граждан, в том числе, и психологически – через курс доллара, — отмечает политолог Владимир Фесенко. — С другой стороны, ради получения внешней помощи и экономии бюджетных средств пришлось идти на непопулярные социальные реформы. Сам факт этих реформ уже раздражает потенциальных избирателей Януковича, не говоря уже о более чем 50% населения страны, за него не голосовавших. А отсутствие результата реформ, равно как и желание чиновников заработать на них еще более уменьшают поддержку президента у населения».

В отношении среднего класса политика Януковича была понятна еще в 2010 году. Худшая из возможных новаций – новый налоговый кодекс в азаровском варианте – не прошел, и это – одна из немногих побед народа над властью за эти годы. Однако в рейтинге легкости ведения бизнеса Украина опустилась на две позиции — с 148 места на 152-е.

Налоговые каникулы для малого бизнеса не состоялись и вряд ли произойдут, а по иску, поданному на президента за неисполнение этого обещания, суд вынес решение, что предвыборная программа Януковича была всего лишь рекламным продуктом.

Борьба с коррупцией. В этой сфере неофеодальная сущность власти выявилась сполна: правящий класс откровенно кичится своей безнаказанностью. Примеров тому множество: от показной роскоши самого президента до безнаказанных преступлений многочисленных мажоров. Дети высоких чиновников в 23-24 года заминают значимые посты в налоговых, судебных и милицейских органах.

Принятые с большим трудом законы о борьбе с коррупцией и доступе к публичной информации цинично игнорируются. Первый из законов вообще находится под угрозой отмены своих наиболее резонансных положений, даже формально заставляющих чиновников декларировать доходы и подарки. Верховной Радой принят закон, который усложняет доступ СМИ к результатам тендерных процедур. Обещанный реестр коррупционеров если и создан, то засекречен.

Одновременно ведется показная борьба с коррупцией на среднем чиновничьем уровне, равно как и аресты некоторых крупных чиновников и руководителей предприятий, не желающих добровольно делиться награбленным ранее. Эти точечные акции на фоне упомянутых выше беспрерывных «понтов» власть имущих и возрастания суммы взяток в разы не воспринимается населением позитивно.

В итоге, Transparency International в 2011 году назвала Украину самым коррумпированным государством Европы. В мировом рейтинге из 183 государств мы делим 152-е место с Таджикистаном, а нашими соседями являются Уганда и Центрально-Африканская республика.

Внешняя политика. На западном направлении фактически заморожены соглашения о ЗСТ с ЕС, переговоры о безвизовом режиме, об очередном транше МВФ; существует угроза применения санкций против украиских судей и чиновников, замешанных в делах Тимошенко и Луценко.

Отношения с Россией на настоящий момент «зависли». Главное обязательств Януковича перед олигархатом – получение дешевого газа – не выполнено. И это – еще одна причина для президента объявить войну олигархату – дабы избавиться от груза этого обязательства. В целом Россия, по состоянию на настоящий момент, сохраняет большие шансы реинтегрировать Украину в евразийское пространство. Как бы не хотелось этого Януковичу, возможности его противостояния Путину, и в целом российскому капиталу, ограничены. Внутренние проблемы РФ в этом плане не очень существенны: именно необходимость решить их, равно как и органический страх российской элиты перед «оранжевым примером», заставит Путина заняться украинским вопросом в самое ближайшее время — либо вопросом «приручения» самого Януковича, либо же подыскания ему замены.

Хотя есть и противоположное мнение. Так, политолог Тарас Березовец считает, что Янукович ни в коем случае не допустит российский капитал в свою «вотчину». «Присутствие российского капитала в Украине всегда было наименьшим как раз в Донецкой области, — отмечает он. – В целом нынешнее состояние отношений с Россией зависит от вопроса ГТС, и торговые войны тому подтверждение».

Политические и общественные свободы. Безусловно, самым знаковым событием за два года является приговор Юлии Тимошенко. Но общество как-то не очень и испугалось, а, скорее, отнеслось равнодушно к приговору лидеру оппозиции. Хотя популярности Януковичу этот шаг не добавил.

«Сознательное ухудшение отношений с оппозицией, и принципиальное нежелание их налаживать – одна их главных негативных тенденций этих лет, – утверждает Тарас Березовец. – Однако попытка выстроить в Украине модель управляемой демократии не может быть реализована: слишком большие сегменты общества не доверяют власти в целом и, президенту в частности»

Общественное мнение: 62% украинцев недовольны деятельностью Януковича. 31% — «скорее недовольны», а еще столько же — «очень недовольны». Лишь 20% «скорее довольны» и 4% «очень довольны» действиями президента. Таковы данные самого недавнего – конца января 2012 года – опроса, проведенного независимым исследовательским институтом IFAK по заказу украинской редакции Deutsche Welle. К слову, только 17%, согласно этому же опросу, говорят об улучшении отношений с Россией, и 10% — с ЕС.

Рейтинг Партии регионов составляет от 13,9 до 17,8%, согласно данным декабрьских опросов 2011 года. Вряд ли он особо вырос с тех пор. «Батькивщина» даже начала опережать партию власти – пока что на 1-2%. Этим фактом уже спешат воспользоваться кандидаты в нардепы: быть членом партии власти уже не модно, да и дорого.

Что будет дальше?
К двухлетию своего правления Янукович пришел с пониманием того, что можно опираться лишь на ближний круг – членов семьи, преданных силовиков и узкую группу менеджеров, обязанных лично президенту. Возможности для внешних заимствований почти исчерпаны. Ресурсы можно изыскивать в странах Азии и Латинской Америки. Одновременно нужно выплачивать долги мировым финансовым институциям. В этих условиях приходится искать менеджеров, которые обязаны создать экономическое чудо – не уронить страну в объятия дефолта. И назначение Хорошковского вице-премьером – тому доказательство.

Конечно, всегда остается «в запасе» выход в виде договоренности с Россией об интервенции тамошнего капитала в украинскую экономику в обмен на газовую скидку. В таком случае, по итогам экспроприации и изгнания некоторых представителей олигархического сообщества, в Украине останутся три бизнес-игрока: пророссийский бизнес, «семья» президента и ослабленный внутренний пул отечественных олигархов, пошедших на компромисс. Понятно, что устойчивым режим Януковича при таком раскладе не будет, ибо россиянам «дашь палец – откусят руку», а олигархическая фронда всегда найдет возможности для сопротивления.

Но намного более вероятен иной прогноз: в Украине политическая «тишина» так и не настанет, и выборы 2012 года лишь расшатают нынешний режим. Слишком многим игрокам Янукович наступил на горло. В Украине есть множество возможностей играть против власти, даже в нынешних условиях. Олигархат начинает сопротивляться Януковичу, и поддержка оппозиции всех мастей – вплоть до использования народных бунтов – это всего лишь один из способов. Одновременно будет расти и протест «снизу», который может выражаться в разных формах – от саботажа решений власти до неких форм вооруженного сопротивления на местах.

Януковичу уже не стать популярным президентом — он может лишь частично и временно вернуть свой электорат традиционными популистскими мерами. Феодально-клановая форма власти в условиях Европы XXI века, при сохраняющемся интересе мировых ТНК в украинским ресурсам, не может держаться долго. Это ясно уже по итогам первого двухлетия нынешнего президента. Переизбрание его в 2015-м году уже не видится таким безоблачным, как еще год назад.

Павел Серов

 
 
 
Два года с Януковичем. Что дальше? , 8.02 из 10 базируется на 72 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.