По словам американского бизнесмена Дональда Трампа, менеджер, так же как костюм, должен соответствовать случаю. Потому не исключено, что через несколько лет, когда экономическая ситуация изменится, потребуются новые кадровые перестановки, сообщает портал http://kontrakty.ua.

«Существует несколько типов топ-менеджеров: одни завоевывают новые рынки в период экономического роста, другие латают дыры во время кризиса, третьи по кирпичикам выстраивают управленческую систему в период нового становления; жаль, что все это не может делать один человек», — сетовал знаменитый американский бизнесмен Дональд Трамп. Эта фраза прозвучала на пресс-конференции вместо ответа журналисту, попросившему владельца Trump Entertainment Resorts прокомментировать замену исполнительного директора. Дело было вскоре после покупки одного из крупнейших развлекательных комплексов в штате Нью-Джерси — «Бродвак 1000», который впоследствии получил название «Трамп — Тадж-Махал». Собственник решил, что менеджер, много лет успешно управлявший его делами, недостаточно масштабно мыслит и его стиль руководства не подходит для стремительно развивающегося бизнеса. В 2008–2009 гг., когда многие менеджеры, работавшие на Трампа, лишились должностей, никто уже не спрашивал его о причинах увольнений. Тогда немало компаний по всему миру меняли наемных управленцев. Однако бизнесмен все-таки выступил с публичным заявлением на этот счет. Он сказал представителям прессы, что менеджер, так же как костюм, должен соответствовать случаю. Потому не исключено, что через несколько лет, когда экономическая ситуация изменится, потребуются новые кадровые перестановки.

Менеджеры «скорой помощи»
Не только Дональд Трамп считает, что для кризисного и посткризисного периодов нужны совершенно разные менеджеры. Того же мнения придерживаются руководители многих отечественных бизнес-школ. «Идеальных управленцев нет, — убежден Владимир Павелко, МВА-директор Киево-Могилянской Бизнес Школы. — Даже самый умный и способный человек вряд ли сможет совмещать две совершенно разные парадигмы управления». Эксперт подчеркивает, что во время кризиса внимание приковано к краткосрочному результату и именно это помогает бизнесу выжить. В такое время нужны люди с хорошими навыками оптимизации и реструктуризации компании. Они должны отлично разбираться в тех операционных процессах, которые дают возможность «выжать» из бизнеса все, что необходимо.

«Это как останавливать кровотечение, — сравнивает Владимир Павелко. — Важно действовать быстро и грамотно, чтобы не дать «ране» прогрессировать. В посткризисный период главное не увлечься тем, что делали во время кризиса. На первый план должны выйти стратегическое видение и планирование, развитие маркетинговой деятельности, разработки новых продуктов и развитие персонала в долгосрочной перспективе». Эксперт утверждает, что сегодня руководителям высшего звена все чаще требуются системное мышление, навыки и знания по работе с конфликтами в организации, в частности навыки преобразования деструктивных конфликтов в конструктивные.

«Два года назад, понимая, что экономическая ситуация в стране меняется, мы пересмотрели саму логику формирования программ МВА, — объясняет эксперт. — Изменились и форма, и содержание. Появились новые дисциплины: «системное и рефлексивное мышление», «стратегическая идея», «философия бизнеса», а также различные методики Problem Solving и медиации. Акцент сделан на гуманизацию программ и развитие так называемых soft skills. Они, как клей, скрепляют существующие hard-части организации — подразделения компании и различные компетенции».

Другая экономика
Развитие гуманитарной составляющей в программах обучения на уровне MBA — мировой тренд. Многие американские и европейские бизнес-школы увеличивают количество часов, посвященных изучению философии и психологии. По мнению специалистов международного кадрового агентства World Hunting, это одно из последствий недавнего экономического кризиса. Большинство нынешних менеджеров получали МВА в период, когда основой курса были «практические» дисциплины.

Учебные планы разрабатывались таким образом, чтобы дать студенту максимум знаний и навыков, которые можно быстро имплементировать в повседневной управленческой деятельности. Консультант World Hunting Виктор Гершон убежден, что общим почти для всех бизнес-школ, включая самые именитые и престижные, стал недостаток «фонового» образования. Они вырастили поколение управленцев, которые свободно ориентируются в финансовом менеджменте и в маркетинговой аналитике, но могут не заметить, к примеру, что в компании постепенно разгорается внутренний конфликт или что корпоративная «визия» устарела и люди ее уже не принимают. По мнению Виктора Гершона, во время кризиса такие управленцы допустили особенно много ошибок, поэтому сейчас закономерно растет спрос на менеджеров с хорошим гуманитарным базисом.

«На мой взгляд, сегодня необходим не набор знаний и навыков, а усиление ментальных дисциплин, то есть гуманитарной составляющей, влияющей на сознание и мировоззрение человека, — говорит президент бизнес-школы МИМ-Киев Ирина Тихомирова. — Сейчас экономисты много дискутируют о феномене Gaganomics — экономики от Леди Гага, певицы, чей доход в 2011 году составил примерно $100 млн. Участники этих дискуссий говорят едва ли не о перестройке традиционных экономических курсов программ бизнес-школ. Правда, говорят это с известной долей иронии». Очевидно, что общепринятые представления о менеджерском образовании меняются. По мнению академического директора Эдинбургской бизнес-школы в Украине Натальи Кривды, теперь все чаще речь идет об «эмоциональной экономике» — изучении иррациональных решений в маркетинге, в финансах и в управленческих вопросах. Кроме того, растет спрос на фундаментальное классическое образование.

Сезон затишья
Декан Школы бизнеса КИБИТ Елена Яковлева не верит в то, что период экономического спада закончился и теперь предприятиям нужны руководители посткризисного образца. Однако и она признает, что существовавшие до недавнего времени управленческие схемы должны быть пересмотрены. «В ближайшие годы экономический кризис будет продолжаться. Сегодняшнюю ситуацию в мире, а тем более в Украине нельзя назвать посткризисной, — считает Елена Яковлева. — Скорее можно говорить о том, что формируется «новая реальность». Основным ресурсом становится время. Мы — свидетели кардинального изменения устройства мира». Стоит ли рассматривать МВА как действенный способ адаптации к этим «кардинальным изменениям» — вопрос спорный. Судя по тому, насколько популярны подобные программы в Украине, многие наши соотечественники всерьез рассчитывают на то, что бизнес-образование поможет им пре­успеть в «новой реальности». В отличие от коллег, настаивающих на необходимости изменения учебных программ МВА, директор образовательного агентства DEC education Наталья Тарченко убеждена в том, что базовый набор дисциплин существенно меняться не должен. «МВА дает фундаментальные управленческие знания, это своего рода азбука для бизнесменов, — подчеркивает она. — При необходимости эти знания дополняются специализированными: маркетинг, электронная коммерция и т. д. Это нужно и до, и во время, и после кризиса. Поэтому программы бизнес-образования пользуются стабильно высоким спросом». Эксперт подчеркивает, что в период экономического спада многие специалисты высокого уровня воспользовались временным затишьем на рынках, чтобы усовершенствовать свои знания и получить новые дипломы.

Мария Бондарь

 
 
 
Какие управленцы понадобятся стране после кризиса? , 8.5 из 10 базируется на 71 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.