Таможня дает добро Таможенная служба не устает нахваливать достоинства нового Таможенного кодекса. Но эксперты видят в документе ряд недостатков даже после вето Президента и внесения корректив. Впрочем, есть основания считать, что принятие Таможенного кодекса принесет Украине больше плюсов, чем минусов.

В ноябре 2011 года, после многомесячных согласований, Верховная Рада наконец приняла Таможенный кодекс. Но в январе-2012 Виктор Янукович ветировал документ, отправив его на доработку. За два месяца в проект внесен ряд изменений, и авторы надеются на его окончательное принятие нынешней весной.

Какое все красивое…
На одном из февральских брифингов глава Государственной таможенной службы Игорь Калетник уточнил, что позитивом является уже сам факт появления ТК как единого документа – раньше таможенные нормы были разбросаны по сотням законов и подзаконных актов: «Теперь бизнес может точно просчитать, сколько времени понадобится на доставку товара, его оформление, какие налоги нужно будет заплатить. Притом Кодекс создан как инструмент максимального прямого действия, число же вторичных подзаконных актов (постановлений Кабмина, приказов министерств) сокращается до минимума». Это может стать важным плюсом на фоне зарегулированности бизнеса в Украине и громоздкости прежней нормативной базы.

Кроме того, уменьшится и перечень разрешительных документов для таможенного оформления – с 65 до 27, говорит представитель Европейской бизнес-ассоциации Антон Подильчак. При этом непосредственно к оформлению будут подаваться всего три документа: таможенная декларация, декларация таможенной стоимости и документ, подтверждающий стоимость товара. Остальные документы будут храниться и декларанта и только указываться в таможенной декларации (и то не во всех случаях).

А время оформления одной операции ВЭД снизится с 24 часов до 4 часов (с момента предъявления партии для оформления). «Немаловажно и то, что можно будет вносить изменения в декларацию уже после подачи в ГТС. Так, если после оформления поставщик обнаружит в партии товары, не задекларированные вследствие «ошибки», то сможет постфактум внести изменения в таможенную декларацию, – продолжает А.Подильчак. – Также допускается подача неполной декларации – если компания не обладает точными сведениями о продукции. Дополнить данные о товаре можно будет дополнительной декларацией в течение 30 дней с даты оформления».

И еще несколько новаций. Во-первых, предприниматели, давно работающие на рынке, у которых нет долгов и существенных нарушений, смогут получить статус уполномоченного оператора экономической деятельности. Этот статус означает упрощение таможенных процедур. Во-вторых, предприятия смогут сами выбирать, через какую именно таможню декларировать товары. Олег Шейко, советник вице-премьера Сергея Тигипко, отметил, что с одной стороны такой шаг удешевит перевозку, ведь после пересечения границы продукцию можно сразу везти потребителю, по дороге заехав в ближайшую таможню для оформления. А с другой – создаст конкуренцию между различными таможнями, что поспособствует повышению квалификации таможенников и росту качества их услуг. В-третьих, можно не тратить усилия на классификацию большого числа товарных кодов, а провести их одним кодом УКТ ВЭД – с максимальной ставкой пошлины.

Впрочем, добавляет И.Калетник, ГТС начала реформу таможенной системы еще до принятия Кодекса. По словам главного таможенника, в 2011 году активно внедрялось электронное декларирование. Время оформления импорта сократилось до 1 часа 33 минут, что в 6 раз меньше показателя-2010 (10 часов 40 минут.). При оформлении экспорта данный показатель уменьшился вдвое, с 1 часа 44 минут до 51 минуты. Количество таможенных досмотров в прошлом году – относительно 2009 – снизилось втрое: в 2009 году досмотру подлежали 69% товаров, в 2010 – 42%, а в 2011 – всего 22%.

Если копнуть глубже
Специалисты согласны, что большинство перечисленных новаций вполне позитивны и способны активизировать товарооборот – особенно при надлежащем исполнении. Тем не менее в «белом и пушистом» проекте ТК немало недостатков. Так, эксперт консалтинговой и аудиторской компании KPMG Ukraine Виталий Науменко отмечает, что в Кодексе неясно сформулированы права и обязанности декларанта и таможен; плюс по-прежнему много документов нужно для подтверждения таможенной стоимости. По его мнению, необходимо четко выписать критерии, при которых таможенный орган может не согласиться с заявленной стоимостью. Кроме того, нужно создать прозрачную процедуру подтверждения таможенной стоимости.

Также ТК расширяет применение системы управления рисками, которой таможенники уже пользуются при выборе глубины проверок. По оценке И.Калетника, эта система позволяет избежать безосновательных вмешательств таможни в экспортно-импортные операции: «Компьютер определяет потребность в досмотре или же ее отсутствие – проверяющий уже не принимает решение на свое усмотрение. Это переход от тотального к концентрированному и акцентированному контролю». Базу данных таможенной стоимости бизнес предлагает или устранить, или сделать публичной. Хотя О.Шейко считает, что эта база не должна быть открытой, ведь ее содержание поступает из таможенных деклараций и поэтому конфиденциально. Экономисты допускают, что закрытость базы оставит лазейки для коррупционных злоупотреблений.

Вводится и система постаудитконтроля, т.е. проверки импортеров уже после выпуска товара на внутренний рынок. Это означает дополнительный вид контроля, который может быть проведен в любое время, говорит советник компании PricewaterhouseCoopers Игорь Даньков. Также операторы не слишком верят в снижение времени оформления до 4 часов, вспоминая так и не реализованный прошлогодний приказ ГТС о сведении срока контроля до не более чем 2 часов.

Экс-председатель таможенной службы Владимир Скомаровский обобщает: ключевая проблема таможен – это коррупция. «Можно принять хоть 20 кодексов, ориентированных на международный опыт. Но не факт, что это реально изменит ситуацию. Действующий свод таможенных нормативов на момент его принятия в 2002 году тоже соответствовал всем европейским стандартам. И со временем они не особо изменились. Этот Кодекс нормально работает, и незачем в нем что-то менять. Какая норма заставит не брать взятки? Такой нормы нет. А ведь для нормальной работы прежде всего надо, чтобы главы региональных таможен хорошо контролировали работу на местах. Если выполняются планы и нет жалоб от бизнеса – значит, начальник таможни находится на своем месте», – уверен эксперт.

Оттенки раскладов
На таком фоне неудивительно, что ТК был отправлен на доработку. В президентских предложениях говорилось: закон не может быть подписан, поскольку нарушает конституционные гарантии предпринимательской деятельности, право собственности, усложняет таможенные процедуры. В целом Президент и его Администрация внесли в проект 97 поправок, 90% из которых поддержано профильным финансово-банковским комитетом Верховной Рады. В частности, Банковая настаивает на вступлении Кодекса в силу 1 января 2013, тогда как комитет предлагает 1 мая этого года. И. Калетник подтверждает: «Мы готовы к тому, чтоб пакет заработал с 1 мая. Мы были готовы к его вступлению в силу и с 1 января (как предполагалось изначально – прим. авт.)».

В данном случае профильный комитет и ГТС едины в плане интересов, направленных на усиление госконтроля над ВЭД, уверены аналитики. А политолог Виталий Кулик отмечает, что за смягчение и дерегуляцию наряду с АП выступает С.Тигипко, во многом выражая позицию частного бизнеса. В этом же ключе можно рассматривать предложение Президента сократить действие административных санкций за нарушение таможенных правил с 3 лет до 2 месяцев. «Сегодня при расследовании нарушений таможенники могут не отдавать товар владельцам, деятельность перевозчиков также блокируется до итогового решения. Но это же нездраво, – отмечает О. Шейко. – Нужно уменьшить срок разбирательств, ведь факт нарушения уже налицо, и незачем затягивать процесс». Специалисты дополняют: резкое уменьшение времени действия санкций стало бы своего рода регуляторными каникулами для бизнеса, тем более в свете продолжения общемирового кризиса.

Также АП и общественный совет при ГТС выступили против введения поручительства за работу таможенных брокеров в размере 300 тыс. евро. В обоснование критики говорится, что такой пункт приведет к монополизации сектора брокерских услуг, ведь малые игроки не смогут позволить себе подобный объем страхового взноса.

Взвешивая баланс плюсов и минусов нового ТК, заметим: при зарегулированности экономики даже частичное ослабление и упрощение контроля (в данном случае таможенного) – позитив. Не зря та же АП, говоря о реформах, делает один из основных акцентов именно на задачах экономической дерегуляции. Что касается позитивного эффекта документа для отечественной внешней торговли, то О.Шейко полагает: грамотное упрощение и ускорение таможенных процедур само по себе способно увеличить годовой товарооборот ВЭД на 5-7% в стоимостном выражении.

Максим Полевой

 
 
 
Таможня дает добро , 8.6 из 10 базируется на 75 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.