Исландия в обозримом будущем может принять иностранную валюту в качестве основной. Первым претендентом на это является евро, поскольку остров в Северной Атлантике уже подал заявление на вступление в Евросоюз. Однако из-за кризиса в ЕС этот вариант уже не кажется на сто процентов определенным. На всякий случай у Рейкьявика есть еще и план «Б» — это канадский доллар, показавший в последние годы свою силу.

На минувшей неделе премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир объявила о том, что Исландия должна войти в Евросоюз и принять евро в качестве основной валюты. Если же это по каким-то причинам не произойдет, страна все равно должна в одностороннем порядке заменить крону на иностранную денежную единицу.

До 2008 года исландцы и представить себе не могли такое будущее. Крона, валюта страны с населением всего 320 тысяч человек, была чрезвычайно стабильна и надежна. Исландия процветала за счет массового привлечения заемных средств, построив экономику, полностью основанную на финансовом секторе. Остров практически превратился в глобальный хедж-фонд.

Кризис развернул все на 180 градусов. Жизнь взаймы оказалась исландцам не по карману — в течение года рухнула вся банковская система, а ВВП обрушился на 20 процентов. Стабильная же прежде крона дешевела ураганными темпами, в результате чего большая часть импорта в страну стала нерентабельна. Пришлось идти с протянутой рукой к МВФ, братьям-скандинавам — Швеции и Норвегии — и даже к России.

Стало ясно, что столь крошечная финансовая система, основанная на собственной валюте, успешно существовать не может. Поэтому Исландия приняла решение отказаться от кроны. Самой естественной выглядела замена кроны на евро, благо вступление в Евросоюз снимало бы всякие технические трудности на пути валютной реформы.

Так думали в Рейкьявике в 2008-2009 годах. Но вскоре настроения вновь поменялись. Поглядев на общеевропейский долговой кризис, исландцы стремительно утеряли доверие к евро. Согласно опросам Gallup, семь из десяти обитателей острова хотят отказаться от кроны, но только четверть готова ради этого присоединиться к Евросоюзу. Более 60 процентов населения эту идею не одобряют категорически.

В Исландии с ее древними традициями прямой демократии игнорировать общественное мнение, как это иногда происходит при обсуждении «общеевропейских» вопросов в других странах континента, политически опасно. Поэтому закономерно в Рейкьявике задумались об альтернативе. Точнее говоря, о ней пытались рассуждать и ранее, но теперь вопрос был поднят на уровень министерств. Не видя перспектив на восточных берегах Атлантики, исландцы обратились лицом к западу. Причем речь идет не о долларе США, как можно было бы подумать, а о его канадском «младшем брате».

О том, что Исландия в качестве своей национальной валюты может принять «луни» (прозвище канадского доллара), заявил посол этой страны на острове Алан Боунс. Позже свою лепту внес министр финансов Исландии Оссур Скарпхединссон, добавив, что правительство полностью готово обсуждать альтернативы для евро. Идея получила большую поддержку у лидера Прогрессивной партии Сигмундура Гуннлаугссона.

Словом, политические силы по обе стороны океана высказались если не «за», то по крайней мере явно не «против». А что же сами исландцы? Четкого решения они не приняли. Gallup попытался узнать оценку перспектив и для этого варианта, и опрос показал, что за «луни» выступает 30 процентов населения, а против — 38 процентов. Пока маловато, но в любом случае результаты лучше, чем по евро. Кроме того, никакой пиар-кампании в пользу канадского доллара не велось, так что соотношение еще может поменяться в сторону поддержки именно этой валюты.

Причины, по которым в качестве основной валюты Рейкьявик предпочитает канадский доллар, лежат на поверхности. Во-первых, Канада — важный торговый партнер Исландии, к тому же близкий ей географически. Во-вторых, хотя канадская экономика намного меньше в сравнении с европейской или американской, ее валюта чрезвычайно сильна. За последние 8 лет «луни» вырос по отношению к американскому доллару на четверть и сейчас стоит дороже своего собрата. К евро его курс за тот же период подрос почти на 20 процентов

Кроме того, Канада не обременена долгами, ее экономика динамична и твердо стоит на трех опорах — высокоразвитом сельском хозяйстве, технологичном производстве и богатейших запасах полезных ископаемых. Если с первым и вторым в Европе все тоже неплохо, то вот с природными ресурсами дело обстоит не ахти. А при нынешних ценах на мировом рынке нефть, лес и металлы при разумном управлении могут сделать экономику практически неуязвимой.

В общем, перспективы канадского доллара представляются очень интересными. Не случайно многие страны, включая и Россию, начали добавлять эту денежную единицу в состав своих валютных резервов. Не в последнюю очередь так происходит благодаря тому, что канадский ЦБ чрезвычайно искусно проводит монетарную политику и не увлекается нажатием на кнопки печатного станка.

Ничем не хуже Эквадора
Оправдается ли курс Исландии на принятие иностранной валюты в качестве основной, пока сказать сложно. Но если исходить из опыта государств, которые уже попробовали это на себе, ничего ужасного произойти не должно. Классическим примером здесь является Эквадор. Тяжело пострадавшая от экономического кризиса южноамериканская страна в 2000 году решилась на отчаянный шаг, ликвидировав свою валюту сукре, и полностью перешла на доллар США.

Выгода для многих стала очевидной сразу, поскольку введение доллара очень быстро остановило маховик инфляции, которая была главной трудностью для экономики страны. Внутренний рынок расцвел, и одно из самых бедных государств региона стало приманкой для иммигрантов из богатых стран. Несколько проиграли местные экспортеры, которые лишились своих конкурентных преимуществ по сравнению с соседями. Но в целом итог был скорее положительным.

Даже левый президент Рафаэль Корреа, неоднократно выступавший с жесткими высказываниями в адрес США, ни словом не заикнулся об отмене хождения доллара. Что нисколько не мешало ему совершать не очень-то приятные для Америки действия, включая отказ от выплат по «нечестным» долгам (с учетом того, что исландцы проделали практически ту же самую операцию с долгом британским банкам, между Рейкьявиком и Кито, как ни странно, можно обнаружить достаточно много общего).

Другие известные подобные случаи — это Черногория и Зимбабве. Маленькая балканская страна объявила о введении в одностороннем порядке евро чуть ли не через несколько недель после объявления независимости. Это помогло улучшить инвестиционный климат, а также привлечь в страну туристов. Большинство черногорцев на это решение до сих пор не жалуются.

Что касается Зимбабве, то этот случай в чем-то похож на эквадорский. С той лишь разницей, что в стране почти нет экспортеров, которые могли бы пострадать от этого решения. Доллар США мгновенно завоевал популярность, прекратив рекордную в мировой истории инфляцию, когда цены росли на сотни тысяч процентов в месяц.

Можно констатировать, что в определенных ситуациях для небольших государств введение иностранной валюты даже в одностороннем порядке является наилучшим выходом. Конечно, в этом случае центробанк страны теряет возможность влиять на эмиссию, и в финансовом плане она фактически становится вассалом у могущественного сеньора. Да и от валютного кризиса в стране-эмитенте никто не застрахован, если смотреть на нынешние пертурбации с евро. Но тут уж посоветовать нечего, кроме как внимательно присмотреться к будущему партнеру — чем исландцы сейчас и заняты.

Дмитрий Мигунов

 
 
 
Исландия ищет замену кроне , 9.4 из 10 базируется на 76 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.