В прошлом году за воду, газ и отопление украинцы заплатили 42 млрд. грн.. Если к этому прибавить стоимость услуг по уборке домов, обслуживания лифтов и вывозу мусора — общая сумма платежей по ЖКХ превысит 50 млрд. грн. в год. Для сравнения: это почти вдвое больше объема украинского авторынка, рынка услуг мобильной связи или лекарств. Более того, в отличие от любого из перечисленных рынков, в ближайшие годы коммунальные платежи гарантированно вырастут на 50-70% за счет неизбежного роста тарифов, сообщает «Инвестгазета».

Любой рынок с подобными характеристиками просто обязан быть высоко конкурентным. Любой — но не жилищно-коммунальный. Руководство отрасли пеняет на долги: многие украинцы не платят за «коммуналку» — на конец марта долги населения по ЖКХ составили 13,5 млрд. грн. «Ситуация изменилась бы к лучшему, если бы улучшилось качество услуг, — считает глава Федерации работодателей ЖКХ Олег Адамов. — По нашим оценкам, любое существенное улучшение сервиса приводит к росту уровня платежей на 20%».

Увы, пока оснований для роста платежной дисциплины нет. Главный бич ЖКХ — изношенность основных фондов. Почти каждый четвертый городской житель живет в доме с истекшим сроком эксплуатации. Каждый второй из 92 тыс. украинских лифтов работает больше 25 лет. Больше 35% водопроводной и канализационной сетей находятся в аварийном состоянии. По оценкам Министерства ЖКХ, строительства и регионального развития, по итогам прошлого года изношенность основных фондов составила 60%. В результате, 40% воды не доходит до потребителей; потери теплосетей, по оценкам Европейско-украинского энергетического агентства, составляют в среднем 30%, а порой и до 50% при нормативе 14%.

 

Реконструировать сети и начать получать прибыль коммунальным предприятиям мешают по сути всего две вещи. Первая — неподъемная стоимость работ. «Мы анализировали состояние теплосетей некоторых городов страны. Например, в Евпатории ежегодно на ремонте теряют до 3 млн. грн. Единоразовая замена 57 км трубопроводов стоила бы городу 85 млн. грн., но при нынешнем финансировании окупалось бы это 28 лет», — рассказывает Андрей Мицкан, заместитель директора проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения в Украине». Вторая проблема ЖКХ — необоснованно низкие, по мнению самих коммунальщиков, тарифы на воду, электричество и тепло. При нынешнем состоянии сетей тарифы на воду в Украине в среднем на 25% ниже экономически обоснованного уровня, тарифы на тепло — на 30%. Как итог, за прошлый год только из-за разницы в тарифах предприятия коммунальной сферы получили 5,4 млрд. гривен убытка.  

Впрочем, с точки зрения обычных потребителей, даже нынешние «необоснованно низкие тарифы» — чистой воды надувательство. Поскольку сами коммунальщики признаются, что и в них заложено по 30-40%, а то и все 50% потерь. Логичный выход — модернизация коммуникаций, снижение себестоимости и получение прибыли при неизменных тарифах — в Украине не работает. Поскольку по закону тарифы привязаны к себестоимости: если она снижается, то и тариф тоже должен быть снижен.

Правда, понемногу ситуация сдвигается с мертвой точки. Сейчас Национальная комиссия по госрегулированию коммунальных услуг занимается расчетом экономически и технологически обоснованных тарифов для всех предприятий, которым выдает лицензии на работу. Задача — сделать так, чтобы в себестоимость не включали затраты, не связанные с технологическим процессом, например, расходы коммунального предприятия на содержание дворца культуры или пионерского лагеря – но при этом разница между тарифом и себестоимостью позволяла бы вернуть вложения в реконструкцию и модернизацию. Итогом этой работы должен стать стимулирующий тариф, в который помимо операционных затрат и амортизации изначально закладывается и возврат на инвестиции.

По подобным схемам работают многие государства Европы, Британия, страны Балтии, с 2008 года — Россия. В Украине механизмы сейчас разрабатываются. Но говорить о новом методе тарифообразования, по словам главы Нацкомуслуг Валерия Саратова, можно будет не раньше 2013 года. Правительство должно будет решить, из чьего кармана будет оплачиваться эта реформа, ведь поначалу она приведет к повышению тарифов для населения. Вариантов два: или государство улучшит систему предоставления адресных субсидий на оплату коммунальных услуг, или увеличит компенсацию их поставщикам. Правда, пока этих денег у правительства нет. А тот факт, что ранее 2013-го никто за тарифы браться не будет, наводит на мысль, что их рост все же оплатит население. Просто сделано это будет после выборов 2012 года.

Компенсация тарифов могла бы и не понадобиться, если бы удалось снизить потери со стороны самих потребителей. Например, учет энергии, автоматическое погодное регулирование отопления и термомодернизация могут уменьшить расход энергии на 20-25%. «Подобные проекты довольно быстро окупаются  — до пяти лет, и ими интересно заниматься», — рассказывает ведущий банкир ЕБРР Денис Гаевой. Правда, небольшой срок окупаемости вовсе не означает, что комбанки готовы выделять деньги под такие проекты. По украинскому законодательству кредиты ОСМД считаются высокорисковыми и требуют стопроцентного резервирования, что делает их не очень интересными с точки зрения  финучреждений. Не в состоянии профинансировать сокращение потерь тепла и государство. По оценкам Всемирного банка суммарная потребность в инвестициях на термомодернизацию 16 млн. жилых домов в Украине составляет 300 млрд. грн.

Тем не менее примеры успешной работы частного бизнеса и объединений домовладельцев уже есть. К примеру, по словам Арослана Самирханова, генерального директора ООО «Фирма содействия», управляющей 766 домами в Донецке, компания ежемесячно собирает с квадратного метра управляемого дома по 1,7-2,5 грн. 85% суммы идет на ремонт зданий, создание объектов инфраструктуры, украшение и развитие территории. Еще 15% — на нужды самой компании. Сумму прибыли Самерханов не называет, хотя и признает, что работать на этом рынке выгодно.

Готовя тему номера, «Инвестгазета» нашла немало положительных примеров, три из которых подробно разобраны в следующем материале. Кстати, при всей своей непохожести их объединяет одна четко прослеживающаяся общая черта: не слишком удачный проект госуправления в Харькове, частный ЖЭК из Донецка и опыт организации ОСМД в Киеве показывают, что украинцы готовы платить — и не мало — за качественные услуги ЖКХ. Если, конечно, находится тот, кто может их оказать.

 

Наталия Гузенко

Источник: Инвестгазета

 
 
 
ЖКХ: секретное золотое дно , 9.66 из 10 базируется на 70 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.