Электрический шок для экономики

Новые принципы формирования тарифов на электроэнергию могут остановить украинские предприятия.

Странная уравниловка
Украинская промышленность за последние несколько лет во всей мере ощутила прелести повышения тарифов на электроэнергию. Заводам приходится проводить сокращения, закрывать цеха, но худо-бедно пока еще удается сводить концы с концами. Окончательно добить некоторые отрасли может новый проект постановления «Об утверждении критериев определения классов потребителей электроэнергии, дифференцированных по степеням напряжения», который недавно опубликовала Национальная комиссия рынка электроэнергетики (НКРЭ).
 — Сейчас предприятия, которые подключены к сетям напряжения в 220 кВт, относятся к первому классу электропотребления и платят меньше за электричество, — говорит первый зампредседателя правления Стахановского завода ферросплавов Денис Сысуев. — У нас, как и у многих других предприятий, есть своя подстанция, в нее входят 220 кВт напряжения, а точка продажи у нас 10 кВ. При этом НКРЭ предлагает исключить последний пункт, и, соответственно, к 1-му классу будут относиться потребители, которые будут получать электроэнергию в точке продаже свыше 27,5 кВт.

То есть пострадают предприятия, которые подключены к магистральным сетям и сами занимаются понижением напряжения, имеют собственные локальные сети и осуществляют транспортировку, а их хотят обязать платить так, как будто они получают электроэнергию через сети облэнерго.
 — Мы хотим уравнять всех потребителей, — говорит член НКРЭ Юрий Андрийчук. — Представьте себе, что есть два хлебных завода. Один подключен напрямую, а второй — через облэнерго. Почему первый должен платить меньше, чем второй? У него же и хлеб будет дороже.

Вам это не напоминает 1917 год, когда большевики хотели, чтобы не было богатых? Странную логику чиновников не понимают представители бизнеса. Почему те, кто покупает электричество без посредников, должны платить столько же, сколько платят те, кто работает через посредников?
 — Представьте себе, что вы на своей машине поехали на оптовый рынок и купили там товары по оптовым ценам, — говорит представитель «Легпрома» Дмитрий Попов. — А ваш сосед пошел в магазин возле дома и купил то же самое, но дороже. Фактически он заплатил за доставку и удобство. Но тут вмешиваются чиновники и требуют, чтобы вы платили столько же, сколько и он.
Из-за некачественной нормативной базы некоторые предприятия вынуждены оплачивать услуги, которые им не предоставляются: тариф на электроэнергию для Стахановского завода ферросплавов формируется с учетом транспортировки электроэнергии локальными сетями и потерь при транспортировке локальными сетями. На самом деле завод не имеет подключения к локальным сетям, он подключен непосредственно к магистральным сетям, следовательно, нет ни транспортировки электроэнергии, ни ее потерь при транспортировке. Но завод вынуждают ежемесячно платит 4-5 млн грн. за услуги, которые он не потребляет.

Последствия для экономики
Перевод многих предприятий на второй класс может попросту остановить работу на них. Особенно это касается ферросплавных заводов, где доля электроэнергии в рентабельности занимает от 50 до 60%.
 — В случае перехода на второй класс потребления для нас тарифы вырастут на 30%, — говорит заместитель руководителя Стахановского завода ферросплавов Денис Сысуев. — Если учесть, что в себестоимости нашей продукции электричество занимает 60%, то такое подорожание приведет к тому, что завод будет работать с убытком в 10%. Естественно, что акционеры попросту остановят производство. Полторы тысячи людей окажутся на улице, а мы не будем покупать электричество на миллиард гривен в год, как это делаем сейчас.
Но не только металлурги пострадают от этого решения НКРЭ. Как говорят представители легкой промышленности, многие из них тоже будут вынуждены остановить производство.
 — Легкая промышленность сейчас находится на грани выживания, — говорит Дмитрий Попов. — Мы научились справляться и с налогообложением, и с дешевым импортом, и многими другими проблемами. Украинские предприятия сейчас напоминают волка из мультфильма «Ну, погоди!», который поднимал штангу, а когда сверху села бабочка — он упал. Так вот новые тарифы могут стать той самой бабочкой, которая завалит многие предприятия.

В ответ на это чиновники из НКРЭ предложили выносить производство из Украины, абсолютно не заботясь о рабочих местах для наших граждан.
 — Когда американские алюминиевые заводы увидели, что их производство на сегодняшний день очень затратное, они построили 4 алюминиевых завода в Исландии, где электроэнергия в десятки раз дешевле, потому что там термальные электростанции, — говорит член НКРЭ Юрий Власенко. — Теперь они там производят свой алюминий.

Также чиновник предложил внедрять новые технологии, чтобы меньше платить за электроэнергию. Но металлурги говорят, что существующая тарифная политика НКРЭ лишила предприятия ферросплавной отрасли стимула для внедрения энергосберегающих технологий.
 — Как только устанавливаешь новое оборудование, начинаешь потреблять меньше электроэнергии, сразу оказываешься автоматом во 2-м классе потребителей, — говорит исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов Сергей Кудрявцев. — Где в таком случае выгода от внедрения инновационных технологий?

Как говорят специалисты, в случае введения новых тарифов, как это предлагает НКРЭ, национальная продукция станет неконкурентоспособной. В то же время импортеры ферросплава из Индии, Китая, России окажутся в более выгодном положении на украинском рынке, поскольку себестоимость их продукции ниже. В этих странах цена на электроэнергию гораздо ниже, чем у нас. Украинскую экономику, и металлургию в частности, ждет шок. 

 
 
 
Электрический шок для экономики , 8.97 из 10 базируется на 71 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.