Конвейер стартапов. Как должны работать инвестфонды в Украине
Украинские стартаперы либо не умеют работать с инвесторами, либо не готовы к проигрышам.
Есть ли будущее инвестфондов в Украине? В такой формулировке вопрос уже не стоит. У нас активно работает с десяток различных фондов, бизнес-инкубаторов. И это при том, что еще 5 лет назад, когда мы впервые запускали конкурс инновационных проектов и прощупывали почву, об инвестициях в стартапы мало кто слышал. Если открытие фондов пойдет такими темпами, мы рискуем столкнуться с кризисом идей. Впрочем, он ощущается уже сейчас.
Наши немногочисленные стартаперы либо не умеют работать с инвесторами, либо не готовы к проигрышам. И если первое — «болезнь» всех начинающих бизнесменов, то второе, видимо, наша национальная особенность. Влюбившись в свою идею и не продав ее за какой-то адекватный промежуток времени, они продолжают с ней носиться от одного инвестора к другому, из одного конкурса в другой. Настойчивость — это качество, полезное в бизнесе, но гибкость, умение подстроиться, переформатировать свою идею или вообще отбросить при необходимости — не менее ценно.
Не только в Украине понимают, что стартаперов нужно выращивать. Google Ventures предлагает новичкам полный набор услуг, включая рекрутинг, дизайн, инжиниринг, изучение пользователей. По этому пути идут и другие.
В нашей стране, где большинство фондов еще не успело заработать себе репутацию, я бы рекомендовал молодым компаниям обращать внимание именно на этот факт и выбирать фонд, обеспечивающий максимальную поддержку. В этом отношении большую роль играет его специализация, просто потому что специализация может определять компетенцию, а значит, реальную возможность помочь начинающему бизнесу. Даже специализация «информационные технологии» — слишком широка сегодня. Мобильные приложения, игры, разработка ПО, интеграция, аутсорсинг — это разные сегменты, требующие разных подходов либо колоссальной экспертизы, которой в Украине вряд ли кто-то обладает.
В рамках нескольких конкурсов я провел хорошие эксперименты, выясняя, можно ли выйти с нуля, с пещерного, скажем так, сознания — в светлый капитализм? Нет, нельзя. Большинство участников действительно очень талантливые люди, каждый в своей сфере. Но одного таланта недостаточно. В принадлежащих мне компаниях топ-менеджер, осуществляющий операционное управление, полностью несет ответственность за результаты бизнеса. Моя роль лежит в плоскости формирования стратегий. Я к этому шел более 15 лет.
Эту модель взаимодействия я использовал и для конкурсных проектов, предоставляя людям шанс и материальную помощь. Ответственность за те результаты, которые были запланированы ими в их бизнес-планах, лежала только на самих участниках. Однако, в силу неопытности, либо отсутствия коммерческой жилки, либо излишней самонадеянности результат оставлял желать лучшего. Стартапам нужны не только инвестиции, а реальная помощь в построении бизнеса как такового.
Как видите, работа инвестфонда отнюдь не прозаична. Помимо того, что ему нужно переработать тысячи заявок, выбрать единицы, из которых, в лучшем случае, выстрелит только 10%. В современных реалиях им нужно также обеспечить первоклассный бэк-офис для всех этих проектов, чтобы увеличить их шансы на успех. Представьте, как можно подстегнуть экономику в целом, если каждый из фондов создаст свой конвейер производства и развития стартапов, начнет выпускать новинки и предлагать их на экспорт.
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.