Разработка коорпорациями Shell и Chevron газовых месторождений на Юзовской и Олесской площадях принесет немалые дивиденды частной геологоразведочной компании “СПК-Геосервис”, ставшей партнером Украины в распределении добытого в будущем газа. Иностранные инвесторы обеспечат бизнесу Семьи миллиардные доходы.

“СПК-Геосервис” выступит соучредителем двух СП с государственной компанией “Надра Украины”, которые и будут заключать соглашения о разделе продукции (СРП) с Shell и Chevron. Доля “СПК-Геосервис” в обеих СП составит 10%, “Надра Украины” — 90%.

Эдуард Ставицкий в недавнем интервью “Зеркалу недели” заявил, что “СПК-Геосервис” выбрана для создания СП с “Надра Украины” из-за того, что у госкомпании имеется “недостаток опыта” в работе с нетрадиционным газом, отсутствует предложение по финансированию ее участия в СРП без привлечения бюджетных средств и недостаток специалистов в сфере поиска нетрадиционного газа. Поэтому Госгеонедр провела конкурс по отбору негосударственной компании, которая якобы сможет в случае создания СП с НАК “Надра Украины” усилить потенциал украинского партнера для сотрудничества с Shell и Chevron в СРП.

Согласно обнародованной информации, “СПК-Геосервис” взяло на себя обязательство обеспечить 100% финансирование СП как минимум до утверждения запасов Государственной комиссией Украины по запасам полезных ископаемых и получения результатов аудита этих запасов международной аудиторской компанией. Кроме того, после утверждения запасов специалисты “СПК-Геосервис” должны обеспечить привлечение финансовых ресурсов для промышленной разработки участка.

Утверждение о привлечении специалистами “СПК-Геосервис” финансовых ресурсов для промышленной разработки площадей вызывает, мягко говоря, недоумение. Зачем тогда проводился конкурс и к разработке площадей и подписанию СРП привлекаются Chevron и Shell? Разве не для того, чтобы они принесли свои технологии в Украину по добыче нетрадиционного газа и инвестировали в промышленную разработку Юзовской и Олесской площадей? Также возникает вопрос — какие затраты будет нести “СПК-Геосервис” в СП до подтверждения запасов, если все работы по геологоразведочным работам и подтверждению запасов названных выше площадей берут на себя международные инвесторы? Эти затраты немаленькие — согласно условиям конкурса инвесторы должны были вложить в геологоразведку 1,6 млрд. грн. Юзовской площади и 1,3 млрд. грн. — Олесской площади. По словам Эдуарда Ставицкого, Chevron и Shell предложили увеличить суммы на эти цели более чем в два раза. Что может профинансировать “СПК-Геосервис” в таком случае, если доход компании в 2010 году составил всего 460 тыс. грн? Ведь на одном только месторождении, коих на указанных площадях множество, необходимо пробурить минимум 3 разведывательных скважины, каждая из которых стоит от 8 до 15 млн. долларов. Денег “СПК-Геосервис” хватит разве что на закупку канцелярии и оргтехники для СП. Неужели такие затраты равносильны 10% будущих доходов (продукции) от доли СП в СРП с международными стратегами?

О привлечении средств “СПК-Геосервис” для промышленной разработки участка и вовсе не может быть речи. Во-первых, суммы инвестиций, даже оценочные, на этапе промышленной разработки для такой компании, как “СПК—Геосервис”, являются космическими — 30 млрд. грн. для Юзовской площади и 25 млрд. грн. — для Олесской. Во-вторых, инвестиции будут вкладывать непосредственные участники СРП. Поэтому о роли “СПК-Геосервис” в привлечении средств на этапе промышленной разработки участка можно догадываться. Скорее всего, она будет “прокладкой”, через которую будут осваиваться деньги инвесторов.

Относительно же участия в разделе продукции, то доходы крошечной компании, созданной тремя ее сотрудниками, будут весьма внушительными. Прогнозируемый годовой объем добычи газа на Юзовской площади составляет около 10 млрд. кубометров, Олесской — 3-5 млрд. кубометров. Предположим, что СП с участием “СПК-Геосервис” будут получать лишь 30% от общего объема продукции по СРП до окупаемости инвестиций — это соответственно 3 млрд. кубометров с Юзовской площади и почти 1 млрд. кубометров с Олесской (ориентируемся на минимальную оценку добычи). “СПК-Геосервис” достается 10% от объема СП — 300 млн. кубометров и 100 млн. кубометров соответственно. Если взять нынешнюю цену газа — около 4200 грн. с НДС — то “СПК-Геосервис” будет ежегодно получать 1,68 млрд. грн. дохода. Прекрасный рентный бизнес. Хотя промышленная добыча начнется не раньше 2017 года, до этого времени можно осваивать геологоразведочные инвестиции иностранцев.

Возникает вопрос — кто же стоит за этим государственно-частным партнерским бизнесом? Официально учредителями созданного в 2008 году ООО “СПК-Геосервис” являются директор по научным проектам компании Сергей Стовба, главный геолог Игорь Попадюк и заместитель главного геолога Оксана Хрящевская. Все трое до перехода в “СПК-Геосервис” работали в научно-исследовательском институте “Науканефтегаз” НАК Нафтогаз Украины. Совершенно очевидно, что эти люди не могли проллобировать для себя такие роскошные условия в партнерстве с “Надра Украины”. Другое дело, что Эдуард Ставицкий, нынешний министр экологии и природных ресурсов — партнер Николая Присяжнюка, который свой трудовой путь начинал в Енакиево и близок к Семье. Безусловно, там находятся истинные бенефициары схемы с участием “СПК-Геосервис”.

Бонус Chevron и Shell в бюджет Украины является не чем иным, как платой за сговорчивость верхушки украинской власти и ее поддержку в “трудную минуту”. Пока в Украине воюют кланы между собой, ключевые страны мира давно ведут свою войну — за ресурсы, и пока их можно скупать просто за деньги, мировые державы платят не задумываясь.

Ярослав Ретивой

 
 
 
Shell и Chevron: партнёрство с Семьёй , 9.84 из 10 базируется на 72 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.