Как известно, холдинг «Русский алюминий» оспаривает возврат в госсобственность 68,01% акций Запорожского алюминиевого комбината. Затягивание с рассмотрением кассационной жалобы россиян указывает на отсутствие у правительства Украины и местных властей четких планов по дальнейшей судьбе предприятия.

Сообщение о подаче иска в Высший хозяйственный суд Украины появилось еще 1 июня, но до настоящего времени неизвестно, когда он будет рассмотрен. При этом «Русал», видимо, не слишком верит в успех в ВХСУ, поскольку уже в июне заявил о возможности продолжения разбирательства по ЗАлКу на международном уровне.

В качестве одного из вариантов в холдинге называли обращение в Международный центр рассмотрения инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития. Но такой сценарий, если к нему прибегнет «Русал» и его мажоритарный акционер Олег Дерипаска, скорее будет фактором психологического давления на власти Украины. Ведь разбирательство в международных инстанциях не останавливает исполнение решения украинских судов.

И если ВХСУ станет на сторону Генеральной прокуратуры и Фонда госимущества Украины, требующих возвращения комбината в госсобственность в связи с невыполнением инвестиционных обязательств, Государственной исполнительной службе Министерства юстиции ничего не остается, кроме как добиться от регистратора перевода спорных акций на счет ФГИУ.

В свою очередь, если в дальнейшем Международный центр рассмотрения инвестиционных споров при МБРР и вынесет решение в пользу «Русала», его еще потребуется подтвердить в украинских судах. Вероятно, для этого опять придется пройти по всей вертикали, от районной инстанции до Высшего специализированного суда по уголовным и гражданским делам.

И если позиция украинских властей останется принципиальной (а на эти процессы уйдет минимум год), у О.Дерипаски не может быть никакой уверенности, что решение международной инстанции имплементируют. А судебные споры вокруг прав на 68,01% ЗАлКа ведутся с 2008, т.е. уже 4 года.

Как известно, последний конфликт между О.Дерипской и правительством Украины вызван закрытием электролизного производства с 2011 года из-за его убыточности. Ранее, в 2010, был прекращен выпуск глинозема.

До последнего времени на комбинате функционировала только одна печь в литейном отделении, которая переплавляла завозимые из России слитки в катанку для проводов. Объемы этого производства символические – 1,5 тыс. тонн в месяц. То есть по сути предприятие с годовой мощностью 100 тыс. тонн первичного алюминия простаивает с апреля 2011.

«Русал» декларирует готовность возобновить работу ЗАлКа при условии, что предприятие получит электроэнергию по льготному тарифу. Правительство Украины на это не соглашается, поскольку не готово отнести на бюджетные расходы сумму порядка 1 млрд грн. в качестве компенсации энергетикам.

Запорожский губернатор Александр Пеклушенко заявил, что с таким инвестором, как О.Дерипаска, ни каши, ни алюминия не сваришь. Правда, альтернативных вариантов развития комбината местная облгосадминистрация тоже не смогла предложить. По словам ее представителей, вопрос с льготным тарифом в любом случае невозможно обойти, а он решается лишь на уровне Киева.

Кстати, еще в 2009 в ОГА подсчитали, что закрытие ЗАлКа обойдется государству в 3-4 млрд грн., если учесть все расходы плюс недопоступления в бюджет. Таким образом, если цена вопроса составляет 1 млрд грн., решение, казалось бы, напрашивается само собой. Но это если рассматривать только арифметическую составляющую.

Заявляя о готовности возобновить работу ЗАлКа, российский холдинг одновременно начал демонтаж его производственных мощностей. Уже к середине мая нынешнего года 54 тыс. тонн резервуарных емкостей из глиноземного цеха были вывезены на Николаевский глиноземный завод, также принадлежащий «Русалу».

Работы по демонтажу на комбинате ведутся, металлоконструкции сдаются в металлолом. И это несмотря на решение Киевского апелляционного хозяйственного суда, в конце мая запретившего «Русалу» полную остановку предприятия в Запорожье.

Все это не увязывается с желанием сохранить ЗАлК «на плаву», о котором говорят в «Русале». В связи с этим любопытным представляется подход российского холдинга к судьбе другого своего предприятия, расположенного на Урале, Богословскому алюминиевому заводу.

Построенный в 1940, он почти ровесник запорожского собрата. БАЗ не только не соответствует новым российским нормативам предельно допустимых вредных выбросов, но и обходится О.Дерипаске еще дороже ЗАлКа. Так, в 2011 себестоимость выплавки алюминия на БАЗе равнялась 2,7 тыс. долл./тонн против 2,2 тыс. долл./тонн в Запорожье. Уже в нынешнем году «косметическими» мероприятиями показатель уральского завода удалось снизить до 2,35 тыс. долл./тонн, но и сейчас его работа остается убыточной.

Как и в случае с ЗАлКом, модернизация производства на БАЗе связана с переходом на использование энегоэкономной технологии РА 400 при электролизе алюминия. По сути означает строительство нового предприятия.
Строительство нового завода в течение 4-5 лет рассматривается в трех вариантах: на свободных площадях, на месте корпусов 1-4 серий или на месте 6 серии электролизеров. Стоимость проекта «Русал» не оглашает. Тем не менее понятно, что в самом экономном варианте она составит несколько десятков миллионов долларов.

И все это на фоне утвержденных планов российского холдинга по сокращению на 8% мощностей по выплавке алюминия в связи с глобальным кризисом. Такой диаметрально противоположный подход к аналогичным, в общем-то, предприятиям в Запорожье и Краснотурьинске объясняется просто: своя рубашка всегда, как известно, ближе к телу.

Ведь если бы О.Дерипаска вдруг решил строить современный завод на базе ЗАлКа, а свое уральское предприятие остановил, то российский лидер Владимир Путин его, мягко говоря, не понял бы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но зачем тогда «Русалу» цепляться в судах за простаивающий украинский актив, если его работа убыточна, а договориться с властями по тарифу на электроэнергию не получается? При этом прогнозы ситуации в мировой экономике и, соответственно, в алюминиевой промышлености также не дают оснований для оптимизма.

В январе-июне мировое производство алюминия выросло на 3,6% к аналогичному прошлогоднему значению, до 22,26 млн тонн. При этом, по оценкам World Bureau of Metal Statistics, избыток на мировом рынке по итогам января-мая составил 592 тыс. тонн. Стоимость алюминия на основной торговой площадке, Лондонской бирже металлов, в конце июля упала до 1865 долл./тонн против 2772 долл./тонн на тот же период годом ранее.

Неужели судебные баталии по ЗАлКу нужны «Русалу» только затем, чтобы успеть завершить демонтаж и напоследок заработать на сдаче лома? По оценкам экс-директора ЗАлКа Дмитрия Ильинкова, только снятые в глиноземном цехе медные спуски тянут на 38 тонн. Он полагает, что реанимировать комбинат не удастся.

Причина – отсутствие у государства настоящей заинтересованности в этом процессе. Ведь сам по себе возврат в госсобственность уже ничего не принесет: после завершения демонтажных работ ФГИУ рискует получить в свое распоряжение большую охраняемую промплощадку с подведенными инженерными коммуникациями.

А добиться от «Русала», чтобы он вернул ЗАлК правительству Украины в том виде, в котором взял в начале 2000 годов, – достаточно сложная задача. Ее решение так или иначе возвращает стороны к вопросу дифференцированного тарифа на электроэнергию. Замкнутый круг.

Игорь Воронцов

 
 
 
ЗАлК держат в подвешенном состоянии , 8.58 из 10 базируется на 79 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.