Противостояние в Кабмине по поводу утверждения технико-экономического обоснования строительства терминала для приема сжиженного природного газа на побережье Черного моря закончилось победой вице-премьера Сергея Тигипко и министра энергетики Юрия Бойко, оппонентом которых выступил глава Минэкономразвития Петр Порошенко, сообщают «Экономические Известия».

Чиновники нашли аргументы для Порошенко
Сегодня правительство на своем заседании утвердило ТЭО стратегически важного для Украины проекта, реализация которого позволит сократить зависимость от поставок дорогостоящего российского газа. Об этом сообщил Юрий Бойко. По его словам, строительство СПГ-терминала должно завершиться «как можно скорее», а «работы будут начаты уже в этом году». О том, что помогло развеять сомнения правительственных чиновников в необходимости принятия ТЭО, Юрий Бойко не уточнил.

Еще вчера, накануне заседания Кабмина, ситуация с ТЭО была неопределенной. О его поддержке заявили Сергей Тигипко и Юрий Бойко. А Владислав Каськив, глава Госагентства по национальным проектам, которое курирует строительство СПГ-терминала, сообщил, что правительство не намерено утверждать важный для этого объекта документ.

Он говорил, что если в ближайшие дни Кабмин не утвердит ТЭО, то существующие договоренности с потенциальными инвесторами и поставщиками сжиженного газа будут нарушены. При этом господин Каськив не сообщил, какие аргументы приводили чиновники, отказывающиеся от согласования ТЭО. «Это противоречит решению президента Виктора Януковича, который указом «О Национальном плане действий на 2012 г.» определил жесткие сроки реализации этого проекта»,— отметил он.

О том, что строительство СПГ-терминала может быть отложено на неопределенный срок, неделю назад предупреждал министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. Он признал, что сам повлиял на такой поворот событий. «По моей просьбе этот вопрос был снят с рассмотрения, поскольку у меня есть замечания»,— заявил министр. Однако отказался уточнить суть своих претензий.

«Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах конкурс, который планировалось провести в начале сентября и который предусматривает привлечение инвесторов из числа ведущих энергетических компаний, был под угрозой срыва. Это могло негативно отразиться на доверии к Украине со стороны западных компаний и финансовых организаций, которые уже заявили о своей заинтересованности участвовать в строительстве СПГ-терминала. Кроме того, отказ от выполнения решения главы государства мог негативно отразиться на позициях правящей Партии регионов перед парламентскими выборами, а также продемонстрировать разногласия между Петром Порошенко и Виктором Януковичем, который поддержал его назначение в Кабмин»,— сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».

В начале июня премьер Николай Азаров сообщал о завершении переговоров с Европейским банком реконструкции и развития по поводу выделения кредита для строительства СПГ-терминала. Предварительная стоимость проекта, о которой в марте говорил Владислав Каськив,— EUR846 млн. Однако таких средств у Украины нет. Поэтому было решено, что для повышения инвестпривлекательности проекта государство останется его участником, владея блокирующим пакетом 25%+1 акция. А оставшаяся часть будет распределена по итогам конкурса между инвесторами, заинтересованными вложить финансовые ресурсы в его реализацию, обеспечить загрузку сжиженным газом, а также рынки сбыта для тех объемов топлива, которые окажутся не востребованы украинскими потребителями. Также планируется, что финансирование строительства СПГ-терминала будет осуществляться по принципу: 30% от общей стоимости составят средства консорциума, в который войдет Украина, а 70% — займы.

Впрочем, как пояснил «i» собеседник в Госагентстве по нацпроектам, сомнения в целесообразности строительства такого затратного объекта, как СПГ-терминал, в правительственных кругах были еще до прецедента с утверждением ТЭО проекта в Кабмине.

Впервые они возникли еще в начале этого года из-за принципиальных разногласий с Азербайджаном и Турцией в вопросе об условиях их участия в проекте (Азербайджан был определен Кабмином как основной поставщик сжиженного газа, а от договоренностей с Турцией зависят сроки прохождения танкеров с топливом через пролив Босфор, который обладает ограниченной пропускной способностью судов.— «i»). Поэтому на правительственном уровне стали анализировать вариант организации альтернативных поставок газа на украинский рынок с польской территории.

Николай Азаров по этому поводу даже сделал заявление после переговоров с делегацией ЕБРР два месяца назад. По его словам, Украина обсуждает вопрос импорта катарского газа через LNG-терминал, который вскоре будет построен в Польше. «Через два года Польша сможет получать от 5 до 10 млрд. куб. м сжиженного газа. В принципе, им столько не нужно, и мы могли бы часть этого газа забирать для собственных нужд. Мы об этом говорили и с поляками, и с руководством Катара»,— заявил премьер. Он также подчеркнул, что Украина заинтересована в заключении с ЕБРР соглашения о модернизации магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, и «в первую очередь той части, которая выходит в Польшу».

Несмотря на сложности, Владислав Каськив продолжал настаивать, что СПГ-терминал — это стратегический объект для Украины. «Тут вопрос скорее не экономики, а вопрос фактически выживания Украины политически и экономически»,— заявлял он.

Русский след
При этом чиновник имел в виду важность обеспечить украинскую экономику более дешевым газом, чем закупаемый ныне у российского «Газпрома»,— его стоимость, как признавали неоднократно в Кабмине, мешает развиваться отечественной промышленности. Также эксплуатация СПГ-терминала позволит укрепить национальную энергобезопасность, благодаря сокращению зависимости от дорогостоящего российского импорта, альтернативы которому сейчас у Киева нет.

Уже более двух лет Украина безуспешно пытается добиться от «Газпрома» снижения цены на газ. Российские власти заявляют, что готовы согласиться на такой шаг при условии передачи контроля «Газпрому» над украинской газотранспортной системой и присоединения Украины к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. В Киеве официально негативно реагируют на подобные инициативы Кремля, обосновывая это стремлением расширять политическую и экономическую интеграцию с Евросоюзом, а не странами бывшего Советского Союза.

Но в Госдуме России считают, что ратификация Верховной Радой договора о зоне свободной торговли СНГ, которая состоялась 27 июля, может характеризоваться как «шаг к вхождению в Таможенный союз». «Это долгожданное решение. Это важнейший договор для всей экономической интеграции на пространстве СНГ на годы вперед. А для Украины договор о ЗСТ может стать шагом к вхождению в Таможенный союз»,— заявил Леонид Слуцкий, председатель думского комитета по делам СНГ.

«Строительство СПГ-терминала противоречит намерениям России, заинтересованной сохранить и расширить влияние в Украине, причем не только в сфере энергоресурсов. Поэтому нарушение планов по строительству проекта рискует вообще отменить его реализацию, и такое поведение можно рассматривать как действие в поддержку политических интересов Москвы»,— отметил Сергей Дубов. Но реальные выводы о перспективах СПГ-терминала, по словам эксперта, можно будет сделать после формирования нового парламента.

Тогда же, как сообщал Михаил Зурабов, посол РФ в Украине и специальный представитель Владимира Путина по развитию торгово-экономических отношений с Украиной, будут продолжены переговоры между Москвой и Киевом о перспективах газового сотрудничества.

Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук считает, что Украина, несмотря на сложности, должна построить СПГ-терминал и создать технические возможности для поставки газа на украинский рынок из других стран. Наиболее реалистичным эксперт видит сотрудничество Украины с Азербайджаном. «К побережью Черного моря азербайджанский газ можно транспортировать уже имеющимися газопроводами»,— отметил он.

Чтобы добиться диверсификации поставок газа и сократить зависимость от российского «Газпрома», Киев активизировал реализацию проекта по строительству терминала на Черноморском побережье для приема сжиженного природного газа общей мощностью 10 млрд. куб. м в год. Срок строительства — до 2015 г.

17 декабря 2010 г. в Украине было создано государственное предприятие «Национальный проект «СПГ-терминал», которое координирует осуществление проекта.

Стоимость CПГ-терминала, по предварительным расчетам, составит до $2,5 млрд. В сентябре 2011 г. испанская компания Socoin выиграла тендер на разработку технико-экономического обоснования терминала.

Основным поставщиком газа правительство определило Азербайджан, с которым были подписаны политические договоренности. Киев и Баку в сентябре 2011 г. парафировали соглашение о поставках в Украину азербайджанского сжиженного газа: до 2 млрд. куб. м, начиная с 2014 г., и до 5 млрд. куб. м, начиная с 2015 г.

Однако эти политические договоренности до сих пор не подкреплены конкретными контрактами. В начале текущего года во время Всемирного экономического форума в Давосе не состоялось, вопреки ожиданиям украинской стороны, подписание межправительственных договоренностей по этому поводу.
Кроме Азербайджана, Украина рассчитывает привлечь страны Северной Африки и Ближнего Востока в качестве поставщиков топлива.

Светлана Долинчук

 
 
 
Власти наконец-то решились строить СПГ-терминал , 9.69 из 10 базируется на 97 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.