В начале августа отечественный рынок нефтепродуктов, а за ним и СМИ всколыхнули сообщения о напряженности с закупками топлива трейдерами, что сразу же трансформировалось в новости о вероятном его дефиците в Украине.

Чиновники поспешили выделить изрядный объем адреналина, в том числе и в эфир. Ведь стартовала избирательная кампания, и допустить нарушение с таким трудом достигнутой стабильности, о которой говорится в бесконечных роликах партии власти по телевизору, никому из них не хочется. Скорее всего, сработала и инстинктивная боязнь «топливных» проблем в период уборочной и посевной, выработавшаяся и у чиновников, и у общества за первые 15 лет независимости Украины. Однако сегодня рынок имеет другое строение, и переживать за ресурсное наполнение вряд ли стоит. В то же время ценовой вопрос остается открытым: мировой рынок нефти вновь стремится вверх.

Источником тревожных новостей для рынка стала Беларусь. Там сегодня решается судьба топлива биодизельного (ТБД), на которое по итогам января—июля 2012 года пришлось 42% поставок дизтоплива из соседней республики в Украину. В последние месяцы эта доля перевалила за половину, так как объемы выросли до 150—180 тыс. тонн. Проблема с ним в том, что это по сути легальная контрабанда российского дизтоплива, пускай и хорошего качества Евро-5 (с содержанием серы 0,001%). На территории Беларуси в это товарное дизтопливо добавляется незначительное количество биокомпонента, и товару присваивается другой таможенный код, на который не распространяется действие российских экспортных пошлин.

В то же время по соглашению с РФ о Таможенном союзе весь экспорт нефтепродуктов из Беларуси облагается российскими экспортными пошлинами. По аналогичной схеме белорусы научились экспортировать бензин и даже мазут под видом растворителей и прочих субстанций, уходя от уплаты налога в российскую казну (насколько известно, в отличие от ТБД, в направлении Украины такой экспорт не осуществлялся).

Россияне давно это подозревали, но, видимо, после недавних визитов в Минск сначала В.Путина, а потом и Д.Медведева вопрос был поставлен ребром. Экспорт растворителей уже приостановлен, а в Москве во избежание рецидивов разрабатывают формулу для расчета ставки пошлины на эту группу товаров. Вопрос по ТБД, говорят белорусские источники, рассматривается отдельно, в августе контрактование еще идет, но якобы с сентября поставки будут прекращены. «Поставки по указанным кодам могут прекратиться в любой день и являются рискованными», — цитирует свой источник интернет-сайт OilNews.

Вторым фактором озабоченности и даже паники среди некоторых трейдеров стали неполадки на белорусском НПЗ в Новополоцке. Это было усилено информацией об остановке в августе на ремонт основного белорусского поставщика топлива в Украину — Мозырского НПЗ. И все это на фоне пикового сезонного потребления в августе-сентябре… Как говорится, есть от чего впасть в отчаяние.

Кто словом, кто делом
Активность рынка заметно выросла, и уже спустя пару дней с момента появления новостей из Беларуси обстановка во многом прояснилась. Неполадки на «Нафтане» были оперативно устранены, а ремонт Мозырского НПЗ перенесен на середину сентября. Но самым неприятным для участников рынка стало возникшее в той же Беларуси опасение, что не исключен вариант продолжения поставок ТБД. «Экспортные пошлины на бензин намного выше, чем на дизтопливо, поэтому запрет по растворителям может оказаться достаточным для потери интереса россиян к данной теме», — считает один из белорусских трейдеров.

Без «жертв» не обошлось. За эти пару дней кое-кто успел накупить августовского и даже сентябрьского ресурса с премией в 5—10 долл./т, возникшей на «ажиотаже из Украины». В частности, ожидается, что поставки из Литвы в августе возрастут с номинальных 30 тыс. тонн до 50—55 тыс. тонн. По дизельному топливу, скорее всего, произойдет увеличение поставок из России, а также по морю с перевалкой в Феодосии. «Мы полностью обеспечены по всем позициям на август и даже имеем контракты на часть сентябрьского ресурса», — рассказали в крупной трейдинговой компании.

На память об этих двух днях осталось по паре десятков седых волос и у чиновников профильного министерства. В таких случаях Минэнергоугольпром предпочитает говорить не от себя, а от коллегиального органа — Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов (ЭАГ), что наталкивает на мысль о неуверенности чиновников в авторитетности своего мнения. «Высказывания о возможном дефиците на рынке топлива в Украине — это полная чушь, которую распространяют отдельные участники рынка, которые в разгар летнего сезона хотят получить дополнительный заработок, создавая ажиотаж», — говорится в сообщении ЭАГ, разосланном с адреса министерской пресс-службы.

Почему-то встревожили министерство и сообщения СМИ о возможном подорожании топлива в случае введения пошлин на его импорт, вопрос о чем еще с июня снова муссируется в правительственных кабинетах. Этот вопрос ни Минэнергоугольпром, ни ЭАГ чушью не назвали. В ситуации, когда нужно прокомментировать деликатный вопрос, на арене появляется некий высокопоставленный источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугольпрома. На условиях анонимности этот персонаж сообщил, например, газете «Сегодня», что «пошлины не введут не только до выборов, но и до конца года, пока действует плавающий акциз». Как говорится, и на том спасибо. Хотя отметим, что данное решение принимает не Минэнергоугольпром, а больше Минэкономразвития, а если точнее, то Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ). Пора бы это уже запомнить высокопоставленным источникам в нефтегазовом департаменте, которые, поговаривают, все никак не вернут заказчикам аванс за прошлогоднее расследование против импорта, закрытое МКМТ в декабре 2011-го. Клиентам вроде бы обещают «отработать» в этом году.

Заграница нам поможет
К слову, преимущественно с ненавистным импортом нефтепродуктов связывает Минэнергоугольпром—ЭАГ решение возможных ресурсных проблем. «В случае необходимости нефтетрейдеры могут удовлетворить дополнительные потребности рынка за счет продукции прибалтийских, польских и румынских заводов, а также двух работающих украинских предприятий — Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ», — отмечается в упомянутом сообщении министерства. Учитывая, что два последних переработку подчеркнуто не увеличивают, об удовлетворении каких дополнительных потребностей идет речь, не совсем понятно.

Если же без форсмажоров, то при существующей системе обеспечения страны нефтепродуктами допустить возможность появления дефицита крайне сложно. Снабжение рынка Украины нефтепродуктами в первом полугодии 2012-го осуществлялось из Беларуси, Литвы, Румынии, Польши, Венгрии, Болгарии, России, Туркменистана и даже Израиля. Стабильное наличие избыточных партий бензина обусловлено низким потреблением и высоким производством этого продукта в Европе.

В свою очередь, малая вероятность возникновения проблем с дизтопливом главным образом продиктована высоким его производством в России, вынужденной экспортировать этот продукт в силу «бензиновой» ориентации автотранспорта. Украина стоит на пути российского ресурса ДТ к основному потребителю — дизелизированной Европе. В случае необходимости, говорят трейдеры, премия в 20—25 долл./т разворачивает любую поставку в Украину.

Единственной проблемой является временной лаг, необходимый для контрактования дополнительных объемов. И здесь трудно не согласиться с некоторыми экспертами Минэнергоугольпрома по поводу необходимости создания резерва топлива в стране. Тема стара, как мир, есть разные подходы к ее решению как за счет государства или участников рынка, так и за счет вместе взятых, но в правительстве ее просто отказываются рассматривать. При этом речь не идет о двух- или трехмесячном запасе — при столь диверсифицированном рынке для начала будет достаточно обязательного двухнедельного запаса. Обязательства по созданию резерва в зависимости от объемов продаж решили бы и задачу вычищения рынка от недобросовестных операторов, которые вряд ли смогут профинансировать создание такого запаса. Иными словами, инструмент мог бы стать своеобразной лицензией на торговлю в этом стратегическом секторе. Но, как и система контроля качества, этот вопрос чиновникам не интересен, хотя во многом им же позволил бы меньше переживать за стабильность на рынке и наполнение бюджета.
Обеспеченность Украины нефтепродуктами не снимает с повестки дня вопрос их цены. За последний месяц цены на нефть в мире выросли на 13,6%. На 8 августа марка Brent в Европе стоила 112,6 долл./барр. (это при 99,1 долл./барр. в начале июля). До отметки 115 долл./барр. с пропорциональным ростом цен на оптовые партии нефтепродуктов на украинских АЗС вряд ли произойдет какая-либо коррекция. Но дальнейшее долгосрочное повышение цен на энергоресурсы неизбежно вызовет адекватный рост цен. Максимальным в истории страны ценам на колонках АЗС в апреле этого года (бензин А-95 до 11,65 грн./л и ДТ до 10,45 грн./л) предшествовала среднемесячная стоимость нефти в размере 122 долл./барр. Цена нефти растет на фоне продолжающегося кризиса в Европе. И это говорит о том, что новые неприятные сюрпризы вполне возможны. В Европе цены на АЗС уже пошли вверх.

Сергей Куюн

 
 
 
Дефицит нефти в Украине – надуманная проблема? , 10 из 10 базируется на 70 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.