Эксклюзив газеты «Дело»

Президент Украины Виктор Янукович подписал закон «О ратификации Договора о зоне свободной торговли». Это означает, что о ЗСТ можно говорить как о состоявшемся факте. Чего ждать от этого факта украинской экономике?

Из восьми государств, подписавших соглашение, на сегодня ратифицировали его только три — Россия, Белоруссия и Украина. Договор предусматривает вступление в силу уже через месяц при предоставлении исполнительной комиссии первой тройкой стран бумаг о ратификации соглашения.

Правительство Украины возлагает большие надежды на этот союз. Среди основных преимуществ заключения Договора о ЗСТ называются фиксация обязательств по неувеличению ставок пошлин для товаров, исключаемых из режима свободной торговли и закрепление в межгосударственном договоре обязательств о неприменении новых ограничений во взаимной торговле. Кроме того, это установление сроков отмены изъятий по импорту, фиксация положения об отмене экспортных пошлин, сокращение количества соглашений о торгово-экономических отношениях со странами СНГ, а также решение торговых споров в плоскости механизмов и процедур, принятых в ВТО.

Как отмечалось в финансово-экономическом обосновании проекта закона «О ратификации Договора о зоне свободной торговли», опубликованном на сайте Верховной Рады, прирост ВВП ожидается на уровне 2,5%. «Таким образом… прирост лишь одного интегрального показателя — валового внутреннего продукта — будет составлять около 37,5 млрд грн. Дополнительный прирост доходов государственного бюджета может составлять около 9,4 млрд грн в год», — значится в документе.

Также документ указывает на возможный дополнительный рост объемов производства.

В сельском хозяйстве этот показатель составит 3,86%;

— в пищевой промышленности — 3,36% (за счет высокого уровня кооперации и снятия санитарных и фитосанитарных барьеров, а также отмены антидемпинговых мероприятий во взаимной торговле);

— в легкой промышленности — 3,11% (за счет улучшения доступа украинских товаров на рынок СНГ);

— в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий — 4,2% (за счет отмены экспортных пошлин, в т.ч. на энергоносители, и улучшения доступа товаров на рынок СНГ);

— в химической и нефтехимической промышленности — 4,75% (за счет увеличения урожайности в Украине и увеличения спроса на нефтехимическую продукцию, в частности шины и пластмассы);

— в машиностроении — 7,19% (за счет того, что основными рынками сбыта украинской продукции являются РФ и другие государства СНГ).

«Увеличение объемов выпуска во всех ключевых видах экономической деятельности в случае создания зоны свободной торговли отразится на деятельности сферы услуг: торговля дополнительно получит 3,01% объема выпуска отрасли, транспорт — 2,87%», — отмечено в документе.

Эксперты отмечают, что ратификация ЗСТ образом отразится на украинской экономике самым позитивным образом. «Формирование унифицированного режима свободной торговли — это мировая практика и реализуется в разных формах — от двухсторонних договоров, которые, как правило, подписываются на основе общепризнанных международных правил торговли, в частности ВТО, до формирования целых региональных экономических зон. Это стимулирует развитие и формирование более устойчивых и выгодных правил для предпринимательства и преодолевает барьеры диспропорций ценового диапазона для разных товаров на рынке», — считает директор Института стратегических исследований Андрей Ермолаев.

Политолог отмечает, что ЗСТ позволит более активно развивать не только торговые, но и производственные отношения за счет оптимизации инвестиционных потоков, сделает более привлекательной совместную деятельность для предпринимателей стран СНГ. Более того, он уверен, что зона создаст один из инструментов преодоления и недопущения новых торговых войн, которые неоднократно происходили в СНГ, особенно касательно таких «чувствительных» товаров, как продовольствие. Ермолаев уверен, что зона свободной торговли позволит стандартизировать торговые отношения, ведь все больше стран членов СНГ вступает в ВТО.

Оптимизм Ермолаева относительно торговых войн разделяют не все. Ведущий эксперт Украинского института публичной политики Максим Борода считает, что Россия может задействовать ряд так называемых нетарифных ограничений, в которые входят различные лицензирования, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы, а также антидемпинговые расследования. И единственным ограничением может быть лишь знак качества, а ведь государство может прописать их так, что экспорт станет попросту невозможен. «Подобное нетарифное регулирование никогда не прописывается в соглашениях о свободной торговле, однако часто практикуется», — говорит Борода.

Многие эксперты склонны говорить о некоей поспешности обсуждения плюсов и минусов вхождения Украины в зону свободной торговли с СНГ. Игорь Когут, глава совета Лаборатории законодательных инициатив, считает, что о ЗСТ стоит говорить больше как о политическом решении, поскольку «это вопрос получения быстрых денег».

«Это соглашение не требует от нас никаких политических условий, в отличие от ЕС. Оно не требует высоких технологичных стандартов, внесения изменений в процессы и технологии производства в Украине. Самый главный плюс этого — сохранение сертификатов производителей», — говорит эксперт. Такое соглашение с Евросоюзом требовало бы значительно больших усилий и нововведений.

То, что это решение политическое, а не экономическое, подтверждает и Валерий Пятницкий, правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции. По его мнению, говорить о каких-то существенных плюсах и минусах этого соглашения пока еще рано, ведь оно еще не выполняется. Пятницкий подчеркивает, что, на сегодняшний день, это только юридический текст, который подписали, взяв на себя определенные обязательства. Эти обязательства имеют положительную сторону в том, что, в общем-то, позволяют свободно распространять товары в той зоне, которая находится под действием соглашения. Главным вопросом во всем этом является то, насколько все стороны будут добросовестно выполнять составленные ими же правила. «Это как с правилами дорожного движения — нельзя сказать, плохие они или хорошие, но это правила, по которым «плохие» водители — те, которые их нарушают», — говорит эксперт.

Среди возможных минусов проекта эксперты называют риск неконкурентоспособности украинских товаров из-за недостаточной модернизации производства. «Украина почувствует сильную конкуренцию, связанную с борьбой за доступ к одним и тем же рынкам, и общество будет отдавать предпочтение наиболее «продвинутым» и модернизированным поставщикам», — прогнозирует Ермолаев. «С другой стороны, лучше рассматривать этот риск как стимул к модернизации производства», — добавляет эксперт.

Что касается возможных проблем с Европейским союзом, которые могут возникнуть в будущем из-за вступления Украины в ЗСТ, то Андрей Ермолаев их не прогнозирует. «Я думаю, что это проекты не только неконфликтные, а наоборот, сближающие экономическое пространство ЕС и стран СНГ. Ведь в свое время даже обсуждалась идея создания единой континентальной зоны торговли», — говорит аналитик.

Впрочем, говорить о реальной пользе ЗСТ для Украины пока действительно рано, ведь заявленные правительством показатели — это одно, а жестокая реальность — это другое. Остается лишь ожидать вступления соглашения в силу и внимательно следить за данным из Госкомстата, на основе которых можно будет составить лишь примерную картину эффективности соглашения к концу следующего года.

Любомира Ремажевская

 
 
 
Будет ли Украина свободна в зоне свободной торговли? , 8.55 из 10 базируется на 97 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.