Как вы думаете, ради какой суммы можно угробить одну из немногих в Украине конкурентоспособных отраслей? Правильный ответ — угробим с доплатой.

Это не шутка, ZN.UA уже писало, что в парламенте активно проталкивают закон, согласно которому производители ферросплавов будут делиться на два вида. Люди низшего сорта — это наши, украинские, которые против ущемления интересов национального производителя, загрязняют окружающую среду и, вообще, какие-то неправильные. И наоборот, есть на планете замечательные люди, которые все это делают не у нас, а в Украину завозят готовый продукт. Ну как их, в благодарность, не освободить от таможенных пошлин?

Это не бред, это пересказ основной идеи законопроекта об освобождении импортеров ферросплавов от ввозной пошлины. Государству это, по мнению разработчиков данной бумаги, обойдется в сущий пустяк — в каких-то 90 млн. грн. бюджетных недопоступлений, зато потом наступит бурный расцвет отечественной металлургии. В действительности же, мягко говоря, это немного не так…

Такое решение обойдется стране куда дороже. Вообще сама идея разорять национального производителя настолько дикая, что в мировой практике и прецедентов подобных не отыскать. Обычно все наоборот. Вот пример из той же отрасли. В начале 90-х украинские ферросплавы стали поступать на американский рынок. Когда американцы решили, что это наносит ущерб местному производству, последовала реакция. Да еще какая — ввели антидемпинговую пошлину в размере 163%. Причем не на год-два, а на 15 лет. Конкретно, ясно, доходчиво. Логика у американцев была предельно простой — это наши рабочие места и налоговые поступления.

У нас же холить и лелеять собираются импортеров. Хотя у них и так сейчас все вроде бы хорошо. Еще в прошлом году более половины потребляемых ферросплавов в стране (54%) были импортными. Если вспомнить, что в 2008-м этот показатель составлял всего около 5%, имеем более чем десятикратный рост доли рынка. К примеру, украинские ферросплавы вышибли с американского рынка, когда их доля только стала приближаться к 5%.

Происходящее хорошо иллюстрируют данные таблицы.

Может, речь идет о каких-то редких видах продукции, которые в нашей стране не выпускаются? Ничего подобного — все сорта импортируемых ферросплавов десятки лет производятся в Украине. Один из самых авторитетных металлургов страны Сергей Грищенко отметил: «Было бы еще понятно, если бы хотели отменить пошлины на те виды ферросплавов, которые у нас не делают. Но предлагают снять пошлины на все без исключения ферросплавы, а это уже явно противоречит интересам украинских производителей. Никто так не делает».

В июне Украинская ассоциация производителей ферросплавной продукции направила письмо в Минэкономразвития и торговли и в Межведомственную комиссию по международной торговле с просьбой открыть специальное расследование в отношении агрессивного импорта ферросиликомарганца в Украину.

В прошлом году рост импорта этого сплава в Украину по сравнению с 2010-м составил 144%. В итоге национальные производители ферросиликомарганца были вынуждены сократить объемы его производства на 11%. При этом уровень занятости работников уменьшился на 13%.

Темпы завоза других сплавов продемонстрировали еще более впечатляющую динамику. Импорт одного из сортов ферромарганца возрос почти в четыре раза!

Если сравнить с 2008-м, когда впервые наметился поток импорта, то картина вообще катастрофическая. И когда производители ферросплавов говорят, что столкнулись с «бесконтрольным агрессивным импортом, разрушающим отечественную отрасль», они не лукавят. Можно просто снова посмотреть таблицу с данными импорта. Особенно последнюю графу.

Кстати, законопроект об отмене пошлин появился через пару недель после обращения ферросплавщиков — видимо, в качестве ответной реакции для снижения эффекта обращения.

Пошлина же сейчас и так смешная — 2—5,5% (сравним с уже упомянутыми американскими 163%). Скорее всего, отмена пошлин является сигналом для импортеров — все хорошо, везите дальше, мы свой рынок защищать не будем.

Может, наши сплавы хуже? Нет, с качеством все нормально — вполне мирового уровня. Часто украинская продукция даже более качественная, чем импортная. Тем более что за последние годы украинскими ферросплавными заводами была проведена большая работа по улучшению состава исходной шихты, по сортировке и расфасовке готовой продукции и т.п.

Есть, правда, огромная проблема со стоимостью электроэнергии. Украинский Энергорынок в последние годы демонстрирует безудержный рост цен. Наглядный пример: в январе 2008 года цена киловатт-часа электроэнергии для Никопольского завода ферросплавов составляла в эквиваленте три цента, сейчас — в три раза дороже. Такие вот чудеса отечественного энергообеспечения.

Есть и другие. НЗФ строили в 10 км от мощнейшей в Европе атомной электростанции. Через водохранилище к заводу тянутся опоры линий электропередачи, по которым идет электроэнергия. Однако благодаря «замечательному» устройству нашего Энергорынка, на этом участке стоимость электроэнергии вырастает на 300%. А заключать контракт на прямую поставку нельзя — рынок у нас такой. Обещают уладить вопрос годика через два-три. Если, конечно, заводы до того времени доживут.

В итоге, Никопольский ферросплавный получает дорогую электроэнергию, у атомщиков почти всегда простаивает один энергоблок, и только у чиновников все замечательно.

История с Запорожским заводом ферросплавов, который оказалось проще поставить на грань остановки, чем решить простейший вопрос о передаче ему в аренду трансформаторной подстанции, уже стала хрестоматийной.

Только вот хрестоматия какая-то грустная получается. Причем запорожцам не помогло даже прямое указание президента страны. Хитрые лоббисты и безразличие чиновников оказались сильнее.

Заводы стремительно теряют позиции. В 2010 году на отечественный рынок поступило 294,4 тыс. тонн украинских ферросплавов, а прошлом году — всего 181 тыс. Сокращение — более чем на 100 тыс. тонн. Это половина нынешнего производства того же Стахановского или Запорожского завода. Предприятия буквально уничтожают.

О сокращении персонала заговорили даже на Никопольском заводе, где традиционно была очень сильна социальная политика. Причина — ферросплавы некуда было сбывать, и в прошлом году никопольчане выпустили их на 28% меньше, чем в кризисном 2008-м.

В текущем году вообще ожидают падение объемов производства до 600 тыс. тонн — так мало в текущем тысячелетии еще не выплавляли. Причем это может стать проблемой не только для завода. В Никополе до 60% поступлений в бюджеты зависит от работы ферросплавщиков. В государственный, местный бюджеты и целевые фонды за год поступает более 450 млн. грн. Это не считая того, что ежемесячно на Энергорынок уходит более 100 млн. грн. оплаты за электроэнергию.

И в таких условиях еще и стимулировать импорт?

Расписаться в стремлении убить отрасль все же мало кто рискнет — выборы не за горами. Ферросплавщики (со смежниками) обеспечивают работой многие десятки тысяч человек. Отрасль формирует более 1% ВВП страны. Так что законопроект, скорее всего, не примут, но зато может получиться «замять» расследование по поводу вакханалии импорта. Благо, успешный опыт тихого срыва попыток ограничить безудержный рост импорта у его лоббистов и чиновников уже имеется.

В итоге государству фактически предлагается нулевой вариант: пошлины не отменяются, но агрессивный массовый импорт нарастает. То, что такие игры ведут к обнулению и рабочих мест, чиновников не волнует.

В Никополе один из заводчан сказал: «Было бы интересно свозить авторов законопроекта об отмене пошлин на заводы — пусть они сами все расскажут и обоснуют. Народ у нас воспитанный, так что риска, в общем, никакого. Ну, может, плюнут разок-другой…»
Возможно, действительно стоит съездить, хотя бы в рамках предвыборной программы?

Олег Константинов

 
 
 
Ферросплавы: «нулевым» курсом? , 6.99 из 10 базируется на 97 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.