Новую экономику в Украине начали строить ритейлеры, аграрии и те бизнесмены, которым не хватило государственных активов, сообщает «Инвестгазета».
Самые крупные состояния Украины начали создаваться на руинах бывшего Союза – приватизация, восстановление потерянных связей между предприятиями и бартерные схемы торговли с бывшими союзными республиками заложили основы для первых украинских бизнесменов. Большинство фигурантов различных рейтингов «богатых» и «самых богатых» создали свой бизнес в период 1990-1994 годов.
Но уже ближе к концу 1990-х постепенно начал формироваться и другой класс украинских бизнесменов. Эти люди стали искать новые возможности для бизнеса, не связанные с переделом союзного имущества и не требующие связей в сырьевых ведомствах. Такой могла быть торговля, строительство, аренда земли и попытки вести «неколхозное» сельское хозяйство.
Работая над сотней новых капиталистов, мы взяли за точку отсчета 1997 год. В это время уже практически закончились «войны» за сферы влияния в городах, период гиперинфляции был позади, и с введением в сентябре 1996 года гривны страна наконец-то определилась с валютой. То есть, в общих чертах экономическое пространство приобрело сегодняшний облик. И, соответственно, многие бизнесмены, начавшие работать в этот период и позже, уже были вынуждены приспосабливаться к новым условиям.
В финальный список новых капиталистов вошли те, чей бизнес был или создан, или приобрел все признаки цивилизованного в 1997-м году и позже. Если установить точную дату начала бизнес-деятельности было сложно, мы брали за основу год официальной регистрации основного предприятия. В список попали не только украинцы, но и иностранцы, основной бизнес которых сосредоточен в нашей стране. Мы намеренно не стали подсчитывать состояние каждого участника списка «100 новых капиталистов». Наша задача – показать людей, создавших новых класс бизнесменов в стране. Масштабы их деятельности отражают финансовые показатели: обороты компаний и активы, если речь идет о банках.
Волны на рынке
В рейтинге нет металлургов, химиков и владельцев машиностроительных предприятий. Сферы влияния на этих рынках давно поделены, даже сейчас передача этих активов переходит из одних «проверенных» рук в другие. Поэтому «новые» бизнесмены осваивают рынки, имеющие отношение к продукции, идущей непосредственно к потребителю.
Одними из первых начали ритейлеры. В 1997 году была основана Fozzy Group и началось строительство сети «Велика кишеня». Через год компания «Фуршет», кроме деликатесных магазинов «Ля фуршет» для избранных, открыла первый национальный оптово-розничный магазин, ориентированный на широкий круг потребителей.
Получив такую торговую площадку, активно начинает развиваться производство пищевой продукции. После 1997 года пояляются такие бренды, как «Геркулес» и «Три медведя» (замороженные продукты и мороженое), «Бастион» (рыбные консервы), «Люстдорф» и «Кремез» (молоко).
1998-й стал годом появления в Украине сетевых ресторанов. Львовская «Система быстрого питания» начинает развивать сначала сеть пиццерий «Челентано», а затем и «Картопляну хату». А 1999-й — годом рождения первых масштабных проектов в торговой недвижимости – Александр Меламуд и Гарри Корогодский открыли в центре Киева первый торговый центр «Глобус». В начале 2000-х бизнес стал проникать во все сферы экономики, даже те, которые раньше плотно занимали государственные предприятия. Дорожно-строительный «Альтком», альтернатива медленной государственной «Укрпочте» служба экспресс-доставки «Новая почта», торгующая золотом Zarina Group и много других.
Параллельно все это время развивалось сельское хозяйство. В начале 90-х особого интереса для бизнеса оно не представляло – еще работали последние колхозы, а распаевание земли было не закончено. В конце 90-х и начале 2000-х стал формироваться новый класс аграриев. «Мироновский хлебопродукт», «Агромарс», «Нива Переяславщины», «УкрАгроКом», «Терра Фуд» и пр.
Будущее золото
В последние годы в мире установилась тенденция – количество миллионеров резко растет в развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Абсолютным рекордсменом прошлого года стала Бразилия, где рост владельцев состояний «миллион с лишним» составил 6,2%. По оценкам Khight Frank и Citi Private Bank, прирост числа миллионеров, например, в Восточной Европе до 2016 года составит +67%.
Украина, скорее всего, не попадет в число стран, обеспечивших этот прирост. Удобное расположение между странами «золотого капитала» и развивающимися рынками, большой внутренний рынок и хорошие условия для ведения агробизнеса в потенциале должны были бы привлекать иностранные инвестиции и способствовать появлению новых украинских компаний и миллионеров. Но перманентные выборы, политическая нестабильность и неблагоприятный инвестклимат делают Украину не самым интересным местом не только для иностранных инвестиций, но и для развития внутренних проектов. В нашем рейтинге крупных компаний, появившихся в период с 2009 по 2011 годы совсем немного. Буквально по два-три в год. Намного больше новых компаний в сфере малого бизнеса, в том же сельском хозяйстве, сфере услуг или IT. Они пока недостаточно велики, чтобы попасть в первую сотню новых капиталистов, но в перспективе вполне могут ими стать.
Наталия Гузенко
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.