История создания крупнейшего в Украине разработчика игр для дешевых телефонов

История создания крупнейшего в Украине разработчика игр для дешевых телефонов

Андрей Табачин заваривает чай себе и корреспонденту Forbes в просторной кухне нового офиса. Компания въехала в апартаменты в центре Львова всего месяц назад. Все не поместились: в новом офисе трудится 60 человек, еще 40 остались на старом месте. С годовым оборотом около $5 млн, основанная всего три года назад Nravo – крупнейшая независимая игровая студия в Украине.
Компания Табачина разрабатывает онлайн?игры для дешевых мобильных телефонов – большинство проектов Nravo адаптированы под разрешение 320 x 240 пикселей. За три года студия выпустила 12 игр. Они охватывают практически все популярные жанры: от гонок и ферм до карт и стратегий. Nravo не гонится за спецэффектами, зато на ее игры можно подсесть надолго. Каждая представляет собой маленькую вселенную со своими законами – будь то «Ферма» или фэнтезийные «Герои». «Для многих это еще одна жизнь, поэтому мы делаем все, чтобы игрок оставался в ней как можно дольше», – говорит Табачин.
У Табачина сложилась отличная карьера в аутсорсинге, где он проработал 11 лет. «Андрей очень рукастый парень, на проектах часто выступал в роли пожарника», – рассказывает старший менеджер аутсорсинговой компании EPAM Андрей Трофимов. По словам Табачина, за время работы в аутсорсинге он освоил более 20 языков программирования. Но его настоящей страстью с детства были компьютерные игры. Еще старшеклассником он познакомился на физико?математической олимпиаде с будущим директором львовского офиса EPAM Михаилом Лазором. Вместе они начали разрабатывать игры, с которыми выступали на студенческих конкурсах программирования.

О своем увлечении Табачин вспомнил накануне 30?летия. Ему стало скучно в аутсорсинге. Жена Табачина ждала ребенка. Решиться на запуск стартапа после рождения детей будет очень сложно, решил программист. «А в аутсорсинг я всегда смог бы вернуться», – поясняет он. Его первый работодатель, совладелец львовского аутсорсера Eleks Алексей Скрипник убежден, что Табачин сделал правильный выбор: «Его мышление заточено на бизнес, не на разработку».

Первую игру Табачин с партнерами начал делать еще до увольнения: по вечерам после работы. Через полгода «Викинги» были готовы. Табачин и компаньоны, имена которых он не разглашает, договорились о размещении ссылок на игру с несколькими сайтами знакомств и игровыми площадками. «Викинги» понравились пользователям. «Уже в первые полгода игра обеспечила ежемесячную прибыль, сопоставимую с моей зарплатой: $2000–3000″, – рассказывает Табачин. Он уволился из EPAM и взялся за вторую игру. Когда «Герои» превзошли «Викингов», Табачин арендовал офис и начал нанимать программистов.
Два главных тренда гейм?индустрии второй половины 2000?х – это распространение многопользовательских онлайн?игр и тотальная «мобилизация» – появление игр для портативных устройств. Табачин ухватился за оба тренда, но в отличие от большинства разработчиков выбрал оригинальный путь. «Все ринулись делать игры для iOS? и Android?смартфонов, напрочь забыв о пользователях обычных телефонов», – отмечает Лазор. Табачин рисковал. Игры с платными функциями для владельцев простых телефонов могли и не выстрелить. Но риск оправдался: сегодня в играх Nravo зарегистрировано свыше 10 млн пользователей.
Большинство игр Nravo ориентировано на рынок СНГ. Здесь владельцы мобильных устройств меняют их реже, чем на Западе. По данным исследовательской компании Nielsen, в 2012 году смартфоны были у 53% американцев, 61% британцев и 66% китайцев. На рынке СНГ инертность пользователей выше. Тот же источник утверждает, что в России смартфонами пользуется 37%, а в Украине, согласно исследованию местного представительства Google, – всего 14%. Это на руку Табачину. К тому же он создает игры с учетом местного менталитета: среди проектов Nravo есть популярные в регионе карточные игры и другие развлечения с восточнославянским колоритом.

Каждая игра Nravo – это отдельная интернет?страница, на которую можно зайти через браузер телефона и зарегистрироваться. Табачин договорился о размещении ссылок в популярных соцсетях – «Одноклассники», Google Play, «Мой Мир». Игры Nravo привлекают сотни тысяч пользователей, а их разработки регулярно попадают в десятку лучших мобильных игр соцсети, отмечает руководитель «Моего Мира» (входит в Mail.ru Group) Денис Алаев. С Табачиным россияне сотрудничают уже около двух лет. «Секрет их успеха прост: жанровое разнообразие, высокое качество и регулярные обновления», – говорит Алаев.

Игры Nravo используют модель «фримиум». Пользователь играет бесплатно, но в процессе игры может оплачивать различные игровые преимущества: например, заплатить за то, чтобы кабачки в «Ферме» росли быстрее, или купить уникальный меч в «Героях». «Каждое преимущество, за которое платит игрок, должно иметь для него реальную ценность, иначе неинтересно будет покупать», – объясняет Табачин.
Nravo, по данным Mail.ru, работает на рынке, где представлено 100–150 игр от разных создателей. Доля львовской компании не опускается ниже 10%. Ее разработки постоянно входят в топ?10 на площадках «Одноклассники» и «Мой Мир», две?три игры регулярно попадают в список рекомендуемых пользователями. Для распространения игр Табачину не нужен издатель: он договаривается с площадками самостоятельно. Большинство из них размещают игры бесплатно, а деньги, полученные в игре за товары, делятся между Nravo и площадкой. К примеру, Google Play берет 30% от продажи внутриигровых товаров, рассказывает менеджер украинского офиса Google Евгений Галкин. Остальные 70% достаются Nravo. Некоторые площадки отдают гейм?студии весь доход с игр. По словам Александры Ильиной, директора Opera Mobile Store по продажам, они берут комиссию лишь с платных игр, а внутренние платежи в игре достаются разработчику. В прошлом году Табачин собрал на всех площадках около $5 млн, удвоив выручку по сравнению с 2011?м.
Впрочем, и тратит Nravo немало. Для Google и Opera Табачин не только партнер, но и клиент: компания выкладывает на продвижение в AdWords и Opera Mobile Store десятки тысяч долларов. Nravo быстро развивается. Помимо львовской студии у нее сегодня четыре представительства: в Киеве, Москве, Чикаго и Варшаве. Расходы на развитие пока съедают всю прибыль, Nravo работает в ноль. Табачин прогнозирует, что снимать сливки сможет не ранее 2015 года.

В Украине много независимых студий, занимающихся разработкой игр. «Но никто, кроме Nravo, не перерос в масштабный бизнес», – отмечает управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев. Однако, по его мнению, у Nravo есть ахиллесова пята: старые телефоны постепенно исчезают с рынка, что подрывает базу доходов компании. Основатель игровой студии Absolutist Виталий Хить, впрочем, уверен, что года три в запасе у Табачина точно есть. «Треть платежеспособных пользователей из?за своей инертности и привычек игнорируют переход на новые технологические платформы», – считает он.
Табачин не собирается ждать, пока игроки перейдут на современные платформы. Большинство игр Nravo уже адаптировано под Android и показывает неплохие результаты в Google Play. Из 3,6 млн зарегистрированных пользователей «Героев» 32,4% установили игру из Google Play на свои Android?смартфоны. У самой популярной из новых игр Nravo «Война: Ангелы vs Демоны» почти 1 млн регистраций и 21,8% установок на Android. Табачин начинает эксперименты с iOS. Nravo выпустила игру Seventh Cloud для пользователей мобильных устройств Apple в отдельных странах. «Мы уже год изучаем этот рынок, это часть нашей стратегии», – отмечает Табачин.
Хить считает, что при переходе на Android и iOS Табачин находится в более выгодном положении, чем маленькие студии, которые сразу начинали с разработки для новых платформ. «У него уже есть солидное портфолио игр, завоевавших аудиторию и не привязанных ни к одному из магазинов приложений», – поясняет Хить. Программисты Nravo разрабатывают семь новых проектов, три из которых ориентированы на Apple Store.

 
 
 
История создания крупнейшего в Украине разработчика игр для дешевых телефонов , 9.49 из 10 базируется на 85 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.