2014 год войдет в историю как год резкого падения национальных валют ряда стран. Экспертная среда экономистов связывает это падение с падением цен на нефть в нефтеориентированных экономиках. Но не всегда так называемые «петровалюты» резко идут вниз при падении цен на углеводороды. Динамика падения может быть разной, да и симптомы также, причем не всегда виноваты цены на нефть — они могут стать скорее катализатором гибели той или иной валюты. Это очень хорошо видно, если сравнить валюты России и Норвегии.
Обе страны имеют серьезную долю поступлений в бюджет от продажи нефтепродуктов. Падение цен на нефть не может не бить по курсу национальной валюты. За год норвежская крона потеряла семь процентов по отношению к евро. Российский рубль обвалился на 49 процентов по отношению к доллару. Сокращение поступления валюты в эти страны вызывает дефицит доллара и евро, а там, где дефицит — там и рост стоимости, что соотносится с законами экономики.
Преодоление дефицита замедляет падение, если только есть достаточное количество валюты. Норвегия и Россия стараются покрыть дефицит валюты на внутреннем рынке, но делают они это по разному.
Центробанк Норвегии регулирует процентную ставку, сохраняя экономику открытой для поступления евро и долларов. Станет ли падение цен на нефть прелюдией для интеграции Норвегии в Европейский Союз, от которого Осло пока что открещивается за ненадобностью, покажет время, хотя норвежские аналитики не исключают данного движения властей страны, если нарушится фундамент норвежской самостоятельности нефтяной державы при падении значимости нефти на мировых рынках. Риторика объединения с Европой уже звучала в Норвегии при предыдущих нефтяных кризисах, хотя тогда, в семидесятых-восьмидесятых, ЕЭС не имело такого значения, какой сейчас имеет ЕС. Тем не менее, Норвегия открыта для инвестиций, и свободный поток валют покрывает спрос в стране на доллары и евро.
Представители Центробанка России, в отличии от своих норвежских коллег, не имеют реального шанса остановить падение национальной валюты, ограничиваясь лишь краткими попытками приостановить спад, которые, как считает эксперт ВТБ24 А. Михеев, напоминают скорее игру в поддавки со спекулянтами. Он связывает стоимость рубля с ценой на нефть brent, обвиняя спекулянтов в падении рубля, но при этом не берет во внимание дефицит валюты в России. Санкции, ограничивающие российскую экономику от иностранной валюты, делают ее с каждым днем дороже, поскольку с каждым днем иностранной валюты становится все меньше, — утверждает представитель Альфа-банка И. Акиньшин. Расходы золото-валютного запаса на покрытие дефицита доллара способны лишь удержать на некоторое время падение курса рубля. Причем сокращение валютных резервов только увеличивает дефицит валюты, равно как и вывод инвестиций, сопутствующий санкционному периоду.
Падение курса валют — а нефть ли виной?
,
7.85
из
10
базируется на
95
оцен.
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.