Есть такая сцена в фильме «Четыре льва», когда один из персонажей заряжает ракеты земля-воздух, целясь в самолет, и стреляет. Только в этот момент он понимает, что направление установки оказалось обратным, и ракета полетела назад. Текущие разговоры ЕЦБ напоминают мне эту сцену, так как даже если ЕЦБ сможет найти и выстрелить, есть большая вероятность, что все обернется похожими незапланированными последствиями.
Даже в лучшие времена (в обычной стране, не валютном союзе) никто не может точно спрогнозировать последствия и влияние количественного смягчения. Во время закупки активов у частного сектора (главным образом государственных облигаций) центральный банк создает банковские резервы. Конечно, покупая активы, ЦБ поднимает стоимость и в случае с бондами понижает доходность. Но что происходит с созданными резервами, понятно в меньшей степени. Банк Англии заинтересован в покупке британских гособлигаций по той причине, что они были в руках пенсионных фондов, которые были менее склонны к накоплению наличности, чем банки, ведь последние стремились исправить положение своих балансов. Было легче добиться этого в Британии, где банки хранят около 10% от высококлассных акций.
Оставляя в стороне политические и правовые барьеры для проведения ЕЦБ количественного смягчения, разберемся с тем, каковы будут последствия. ЕЦБ будет покупать долги отдельных стран, у которых практически нет покупателей из частного сектора, так что в настоящее время охвачены ею будут те, кто состоит в программе закупок бондов ЕЦБ (Италия и Испания), однако тужа можно с легкостью включить и других. Цель заключается в том, чтобы избежать выхода из-под контроля спирали стоимости долга. В тоже время, те, кто продают бонды ЕЦБ, получат наличность на свои банковские счета.
Банк Англии предпочитает покупать джилтс не у банков, чтобы достигнуть баланса портфеля, который должен будет инвестирован в другие активы (корпоративные бонды, акции). Вряд ли так будет в случае с ЕЦБ, так как это проблемные банки с более высокой долей проблемных долгов, нежели Банк Англии. Что касается Британии, банки владеют примерно 15% джилтс, по данным BIS. В Италии это около 70%, в Испании 55%. Таким образом, у ЕЦБ большая базука, и он хотел ее использовать, он непременно наведет ее на покупку долга у банков.
Вопрос в том, что потом? В отличие от США и в меньшей степени от Британии, маловероятно, что эти институты собираются инвестировать в другие финансовые инструменты. Если они будут, то, вероятно, это будут ликвидные инструменты с высоким рейтингом. Мы могли видеть снижение немецкой доходности и отрицательные процентные ставки по краткосрочным бумагам, что очень похоже на Швейцарию. Даже если ЕЦБ имел бы возможность покупать такими объемами, чтобы снизить стоимость фондирования до управляемых уровней на периферии, прямое влияние на их внутренние экономики было бы незначительным. Германия, Финляндия и другие, возможно, столкнутся со снижением стоимость займов. Количественное смягчение в валютном союзе будет очень тяжело контролировать, и ядро может получить гораздо больше пользы, чем считается в настоящее время.
Simon Smith, главный экономист FxPro.
Источник: FxTeam
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.