Сегодня, 17 января, глава правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и министр топлива, энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко проводят очередной раунд переговоров по возможной корректировке газовых контрактов Российской Федерации и Украины. Киев снова попытается снизить цену на голубое топливо «хотя бы до уровня цен в Германии». Москва, традиционно, вряд ли на это согласится. Кремль, накануне президентских выборов в России с участием главного кандидата — Владимира Путина, не уговорить трехсторонним консорциумом по управлению украинской ГТС (РФ хочет 50% и даже больше) и не испугать заявлениями об обращении в Стокгольмский арбитраж. Тем более, что идти нам в международный суд пока не с чем. О ключевых проблемах газотранспортного сектора Украины, затянувшихся «торгах» и переговорах, а также о возможных путях решения этого вопроса UBR.UA побеседовал с народным депутатом Украины от фракции КПУ Спиридоном Килинкаровым.
UBR.UA: После того, как к власти пришла команда Виктора Януковича, вроде бы, российская сторона, ставленником которой, якобы, и был действующий Президент, должна была бы пойти на уступки в газовых переговорах. Уже год правительство Украины не теряет надежды договориться с «Газпромом», но воз и нынче там. Почему Кремль демонстрирует такую несговорчивость сегодня?
С. К.: В какой ситуации мы оказались сегодня? Можно констатировать, что мы имеем кабальный договор, который определяет объемы газа, которые мы обязаны выбирать. Также мы имеем, по факту, самую выскую цену за газ и самую низкую (до 2019 года) цену на транзит. Поменять эту цену без нового договора мы, фактически, не сумеем.
К большому сожалению, когда первый сигнал о создании обходных газопроводов был подан для нашей страны, мы не стали инициаторами создания международного консорциума на наших условиях с участием трех сторон: и России, и Европы. Это было бы выходом. Сегодня же это предложение не воспринимается российской стороной, с учетом того, что часть финансовых ресурстов они уже выделили для газопроводов в обход Украины. То есть, в создании трехстороннего консорциума для них нет необходимости. Мы же можем получить ситуацию, когда от нас уже ничего зависеть не будет. А вопросы обеспечения безопасных и бесперебойных поставок газа в Европу будет решаться напрямую: ЕС — РФ.
UBR.UA: То есть, весь российский газ пойдет в обход Украины?
С. К.: Нельзя сказать, что украинская труба не будет загружена совсем. Какое-то время она будет востребована. Но, если говорить о потерях, которые понесет Украина, то сегодня прокачиваем 100 млрд кубометров газа. Однако при реализации Южного и Северного потоков, объемы прокачки газа сократятся до 30 млрд. кубометров. Не трудно посчитать, какой объем финансового ресурса потеряет Украина в результате своей шароварной политики, когда мы переводили вопросы ГТС из экономических в политические. К сожалению, сегодня в ГТС больше политики, нежели экономики и математики.
UBR.UA: А как же национальный интерес?
С. К.: Нам нужно понимать следующее: эта труба функциональна, но ни в каком другом качестве, кроме транзита газа, использоваться не может. Ни в каком другом. Она может выполнять одну-единственную функцию: прокачивать российский газ на территорию Европы. Все. И либо мы этот шанс используем, либо частично его используем, либо мы его потеряем окончательно и бесповоротно.
Повторюсь, первым сигналом для нас в решении вопроса ГТС должно было стать заявление о намерениях РФ построить обходные пути: Северный и Южный поток. И, к большому сожалению, этот сигнал в Украине услышан не был. Все просто не верили в то, что, в принципе, ЕС и РФ осилят многомиллиардный проект, который, в общем, снизит статус нашей страны, как страны-транзитера.
На самом деле, снижение нашего статуса уже частично произошло. И дальнешние намерения ЕС и России достаточно серьезные. Может произойти так, что в один прекрасный момент нам просто скажут: «Ребята, есть Белоруссия, есть Южный поток, есть Северный поток, и у нас достаточно сил и мощностей, чтобы закрывать все объемы газа, необходимые ЕС без вас». И тогда нам нужно будет в вышиванках, шароварах, «сесть» на эту трубу и думать, что с ней делать дальше. Это самый пессимистический сценарий.
UBR.UA: Сегодня министр топлива, энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко намерен провести очередной раунд газовых переговоров в Москве. Вы думете, этот раунд будет провален?
С. К.: Да, он ничего не даст. Договориться можно. Но это случится уже после президентской избирательной кампании в Российской Федерации. Безусловно, идти на снижение цен на газ для Украины для кандидата Путина было бы не самым лучшим вариантом накануне президенстких выборов. С другой стороны, создание трехстороннего консорциума — не последний аргумент в период предвыборной кампании. Особенно, если речь идет о том, что от украинской стороны требуют уступить 50% в трехстороннем консорциуме.
Кроме того, здесь еще накладывается и парламентская кампания 2012 года в Украине. Для украинской стороны это тоже вопрос не последний. Поэтому политика в газовых переговорах снова доминирует. И в ближайшее время вопрос ГТС точно не решится.
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.