Ни для кого не секрет, что одна из самых характерных черт любого масш­табного проекта в нашей стране — изобилие в нем (или вокруг него) всевозможных непрозрачных схем, которые любое, даже самое позитивное начинание безвариантно сводят к банальному растягиванию бюджетов. Ладно, если бы великие цели, под которые выделялись эти самые бюджеты, хоть как-то реализовывались. Но способность исказить любую идею до неузнаваемости — это свойство, за которое нас еще спросят потомки, чьим будущим мы уже сейчас умело распоряжаемся.

Стоит ли говорить, что такой глобальный проект, как переход на цифровое телевидение, уже по определению не может обойтись без алогизмов, при которых сама идея нового телевидения дискредитируется. И дело здесь даже не столько в непрозрачности распределения лицензий на цифровое вещание. Ведь в результате искусственно созданных самим государством препятствий, цифровое телевидение рискует так и не запуститься в полной мере…

Нашифровали на 350 миллионов

После окончательного перехода на цифровое телевидение обычный телевизор не сможет принимать сигнал на привычную эфирную антенну: ввиду ряда технических нюансов цифровой сигнал нужно суметь правильно «перевести» на язык стандартного телевизора. Делается это с помощью цифровых декодеров, благодаря которым телевизор сможет заново радовать своих хозяев изображением.

В 2008 году Украина сделала выбор технологии развития цифрового телевидения — принят стандарт DVB-T. Сразу после этого производители телевизоров специально под нас стали оснащать свои модели встроенным декодером именно этого стандарта. В результате практически каждый покупатель нового телевизора автоматически оказывался подготовленным для перехода страны на цифровое телевидение: для этого достаточно было выполнить незначительные настройки своего телевизора.

Но, как известно, Украина не ищет легких путей. Казалось бы, что может быть проще и правильней для чиновника, чем сделать все по закону? Тем не менее весной 2011 года Нацсовет по вопросам телерадиовещания самостоятельно изменил технологические парамет­ры будущего цифрового телевидения, заменив установленный Каб­мином стандарт DVB-T на несертифицированный в Украине DVB-T2. Ввиду того, что эти стандарты не совместимы один с другим, все без исключения декодеры, которые были вмонтированы в новые телевизионные приемники, оказались непригодными. Иными словами, если потребитель купил декодер (как отдельный аппарат, так и встроенный в телевизор), ему все равно придется приобретать еще один, настроенный под новый технический стандарт DVB-T2.

Несмотря на относительную дороговизну таких декодеров (в Великобритании, где также внедряется вещание в DVB-T2, цены стартуют с 99,99 фунтов) рынок рано или поздно сделал бы свое дело, и стоимость такой приставки пришла бы к каким-то реальным для нашей страны значениям. Однако, как показали дальнейшие события, наличие свободной конкуренции на этом рынке не входило в планы украинских чиновников.

Так, осенью 2011 года Нац­совет по вопросам телерадиовещания принял решение о шифровании цифрового телесигнала. Шифро­вание телесигнала по сути означает, что он может быть принят с помощью конкретного вида декодеров конкретного производителя. Это, в свою очередь, устраняет с рынка всех производителей кроме тех, которые будут навязаны государством. Понятно, что в таких условиях о конкуренции разговора быть не может — единст­венный поставщик фактически становится монополистом рынка приемных уст­ройств и может единолично устанавливать цены и диктовать иные условия.

В конце прошлого года эта схема получила логическое продолжение: в законе о государственном бюджете на 2012 год отдельной статьей выделено 350 млн. 120 тыс. гривен на закупки декодеров для населения. В условиях монополизации рынка несложно догадаться, кому пойдут эти самые 350 млн. И не исключено, что и схема вся задумывалась именно для того, чтоб освоить эти деньги.

Но вот только как это соотносится с антимонопольным законодательством? Ведь кроме того, что государство искусственно ограничило рынок предложений декодеров, так еще и за государственный счет принялось финансировать деятельность частных компаний, которые и занимаются цифровым вещанием. Понятно, что при отсутствии государственных субсидий расходы на установку декодеров должны ложиться не в последнюю очередь на собственника украинской цифровой сети — частную компанию «Зеон­буд», а также на телеканалы, которые заинтересованы, чтобы их смот­рели в цифровом формате.

Антиконкурентное субсидирование

Основой антимонопольного законодательства является Консти­туция, согласно которой государст­во, кроме обеспечения защиты конкуренции, обязано всячески пресекать как незаконное ограничение конкуренции, так и недобросовестную конкуренцию.
Специальным конкурентным законодательством установлены и особые правила для случаев, когда само государство вводит конкурентные ограничения. В частности, закон прямо запрещает любые дейст­вия каких-либо органов влас­ти, которые могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

Ввиду того, что ограничение рынка предложений приемных устройств для цифрового телевидения основывается на решении Нац­совета по вопросам телерадиовещания, то этот орган (а также отдельные чиновники) и должен привлекаться к ответственности за нарушение конкурентного законодательства. А если позже выяснится, что на основании этого решения государство закупило декодеры по невыгодным ценам, то современная практика возбужденных уголовных дел дает массу примеров того, чем это может закончиться.

Но есть еще один нюанс, связанный с действием конкурентного законодательства.
Вопросы государственного субсидирования покупок для населения декодеров цифрового эфирного ТВ периодически поднимаются практически в каждой европейской стране. Дело в том, что такое субсидирование с самого начала вызвало в Европе ряд судебных споров, результаты которых оказали серьезное влияние на развитие цифрового ТВ. И одним из основных здесь является разбирательство относительно субсидирования покупок декодеров в Италии, начавшееся еще в 2004 году, последнее решение по которому принято летом 2011 года.

Госзакупки: европейский опыт

В 2004 г. итальянское правительство решило выделить субсидии на покупку населением декодеров цифрового ТВ на общую сумму 110 млн. евро. Выделение денег только для цифрового эфирного телевидения возмутило спутниковых вещателей. Их претензии понять несложно: с какой такой радости государство за счет налогоплательщиков финансирует развитие только эфирного телевидения? Почему аналогичным образом не финансируется, к примеру, спутниковое ТВ?

28 июля 2011 г. Европейский суд справедливости вынес окончательное решение, постановив, что предоставление государством помощи потребителям только цифрового эфирного телевидения является нарушением правил конкуренции. По мнению суда, предоставление потребителям мультиплексов субсидий для приобретения приставок привело к экономическим выгодам компании, вещающей в цифре, так как позволило им укрепить свои рыночные позиции за счет государства в сравнении с иными конкурентами.
В решении суда отдельно сказано, что подход отбора, основанный на технологических характеристиках в пользу технологий цифрового эфирного вещания, в отличие от спутниковых технологий, привел к искажениям конкуренции, и, как следствие, данная мера не может считаться совместимой с функционированием свободного рынка и свободной конкуренции.

В результате суд обязал частные компании вернуть Италии потраченные на приобретение декодеров деньги.

Много лет спустя Украина реши­ла наступить на те же грабли, и пошла заведомо противоправным путем.

Как будут развиваться дальнейшие события вокруг цифрового телевидения в Украине остается лишь догадываться. К сожалению, отсутствие какой-то единой стратегии, помноженное на коррупцию, не дает поводов для оптимизма относительно будущего цифрового ТВ. Тем не менее нужно надеяться, что многочисленные палки в колеса, которые само государство себе же и вставляет, не смогут лишить зрителей возможности просмотра телеканалов, потому что их информационная политика будет более честной и открытой, чем мы можем наб­людать сегодня.

Комментарий

Данил ГЕТМАНЦЕВ, кандидат юридических наук, доцент:
— При всех недостатках в Украине все же сумели построить цифровую сеть и даже запустили ее в работу, что давало определенные поводы для оптимизма. Но принятые решения о шифровании цифрового телесигнала в итоге могут свес­ти на нет все то условно позитивное, что уже было сделано на этом пути.
Очевидно, вопросами монополизации рынка декодеров для приема цифрового ТВ обязан заняться Анти­монопольный комитет. Созданные Нацсоветом искусст­венные ограничения в дос­тупе к этому рынку прямо конф­ликтуют с требованиями конкурентного законодательства. В итоге это может закончиться для Украины и санкциями в рамках процедур ВТО, и даже уголовными делами.
Выделение в госбюджете более 350 млн. грн. на покупку цифровых декодеров для населения может расцениваться как государственная дотация в бизнес провайдера мультиплексов. С экономической точки зрения цифровое телевидение — это обычный бизнес-проект, к которому государство не имеет никакого отношения. Цифровой провайдер «Зеонбуд» — обычная частная компания, являющаяся посредником между каналом и зрителем и получающая за это немалые деньги. Отсутствие у такого посредника зрителей может привести к отказам телеканалов от дальнейшего сотрудничества, а следовательно, к убыточности этого проекта в целом.
В этой связи конкурентное законодательство ставит вполне резонный вопрос: почему бизнес эфирного провайдера получает бюджетные дотации, тогда как спутниковые или кабельные провайдеры никаких преференций не имеют? Ответа на этот вопрос нет, и, судя по всему, никогда не
будет.

Юрий Крайняк

 
 
 
Будет ли в Украине цифровое телевидение? , 8.22 из 10 базируется на 88 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.