Сентябрь принес автомобилистам очередные неприятные новости: цены на топливо прибавили 20—30 коп. за литр. Хотя шума получилось на целую гривню. В целом повышение было предсказуемым, и его предвидели в том числе и правительственные эксперты. Правда, не обошлось без неожиданностей, которые внесли новизну в динамику происходящих процессов. Речь идет о резко возросших ценах на нефтепродукты, обогнавших цены сырья на мировых рынках. Эта причина сентябрьского скачка, по мнению международных трейдеров, указывает на весьма вероятный скорый ценовой откат.
Главной причиной повышения цен на колонках является без малого 30-процентный рост стоимости нефти в мире за последние два месяца. Если в начале июля на торговых площадках Европы нефть котировалась по 90 долл./барр., то нефтяная осень стартовала с отметок 113—115 долл./барр. Рост значительный, но в то же время это далеко не 122— 125 долл./барр., которые были в марте-апреле текущего года, когда цены на АЗС в Европе и Украине достигли исторических максимумов. Тем не менее еще в августе обратили на себя внимание сообщения из Европы о новых рекордах стоимости бензина и дизтоплива. В чем проблема?
Она — в дороговизне готовых нефтепродуктов, обогнавших на этапе роста сырьевые котировки. Например, если в начале апреля, когда цены на нефть были на уровне 123 долл./барр., бензин А-95 в Северо-Западной Европе стоил 1190 долл./тонна. А 12 сентября при цене нефти 114 долл./барр. высокооктановое топливо стоило 1140 долл./тонна. Самой же показательной является картина по дизтопливу: при том, что сегодня цена на нефть ниже, чем в начале апреля, на 7,3%, дизельное топливо стоит столько же — 1040 долл./тонна.
«Даже мне не совсем понятно, как цена на бензоколонке может быть одинакова что при цене нефти 145 долл. за баррель летом 2008 года, что при 115 долл. за баррель сегодня», — говорит профессиональный трейдер, давно живущий в Германии, где упомянутая «одинаковая» цена составляет 1,7 евро/л.
Этот вопрос часто звучит и в Украине, и в ответе на него содержатся причины нынешних событий на АЗС. Прежде всего, речь идет о налогах. В Украине за последние три года акциз на бензин вырос более чем в три раза — с 60 до 198 евро/тонна.
В борьбе с кризисом повышали налоги и европейские государства. Общая для всех беда кроется и в валютном соотношении евро/доллар. Слабость евро — серьезный фактор роста цен на Старом континенте.
Все сильнее давит на отечественный рынок нефтепродуктов ползучая девальвация гривни. В том же апреле это было 8 грн./долл., тогда как сегодня все уже свыклись с 8,14—8,15 грн./долл. Для топлива на АЗС, цена которого на 90% является валютной (55% — стоимость нефти, 35% — налоги), это очень чувствительный фактор. Получается, что за счет такой незначительной, на первый взгляд, корректировки только «валютный» фактор за последние полгода добавил себестоимости нефтепродуктов около 10 коп./л.
Однако основная проблема видится в том, что колебания на межбанке приводят к нервозности в банковской среде, усиливающейся к тому же фактором предстоящих выборов с присущим ему ростом опасений по поводу благополучия заемщиков.
В итоге ставки по краткосрочным кредитам в сентябре выросли до 37% годовых (такой показатель был отмечен, в частности, у «Правэкс-банка»). Безусловно, такая стоимость денег не может не сказываться на ценах товаров и услуг, приобретаемых за эти деньги. Собственно, этим проявлением видимый фактор октябрьских выборов в нашем случае исчерпывается.
Спустя два месяца после начала роста цен на нефть и нефтепродукты в Европе волна подъема цен докатилась и до Украины. Цены на станциях выросли на 20—30 коп./л. Расчеты показывают, что текущая закупочная стоимость диктует дальнейший рост в рознице на такие же величины до конца сентября: 11,40—11,50 грн./л по А-95 и 10,30—10,40 грн. — по дизтопливу.
Между тем достижение таких, пускай и обоснованных, отметок выглядит сегодня сомнительно. Запасы на рынке весьма велики, особенно это касается дизтоплива, которое в сентябре, вероятно, не превысит отметку и в 10 грн./л.
Не все так хорошо с бензинами, большие запасы которых никто, как правило, не держит. Однако здесь велика вероятность того, что трейдеры прислушаются к просьбе Юрия Бойко заморозить цены до выборов на уровне 11,20 грн./л по А-95 и 10,20 грн./л — по дизтопливу.
Нагнетать ситуацию никто не заинтересован, поэтому пожертвовать 15—20 коп./л ради спокойствия согласятся все ключевые игроки рынка. Тем более что в трейдерских кругах ширится мнение о том, что мировые цены вскоре должны упасть. Очень уж несуразен как сам рост цен на нефть на фоне слабости экономики Евросоюза, так и дороговизна нефтепродуктов, еще больше зависящая от платежеспособности потребителей.
Если же непредсказуемый мировой рынок преподнесет очередной сюрприз, либо такой сюрприз придет с межбанковской биржи, цены не удержат никакие рекомендации и просьбы. Понимают это и в правительстве, зная, что лучше уж дорогой бензин, чем его отсутствие на колонках.
Сергей Куюн
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.