Билл Хэйни и Маура Маккарти на фабрике в Массачусетсе Три года назад, когда многие строительные компании США разорились, Билл Хэйни и Маура Маккарти приняли неожиданное — а возможно, безумное — решение открыть бизнес по производству сборных домов. Их план предполагал продажу изготовленных на фабрике по проекту архитектора домов на одну семью с «зелеными» характеристиками: дома оборудованы энергоэффективной техникой, а их конструкция хорошо сохраняет тепло. Расчет был на экологически сознательных покупателей с доходами выше среднего. «Да, рынок недвижимости был в руинах, — признает Хэйни. — Но если уж хватает смелости развивать новые проекты во время рецессии, надо делать что-то необычное».
Билл Хэйни, у которого сейчас 40% акций, любит ходить в джинсах, спортивной куртке и бейсболке, а в свободное от производства домов время снимает документальные фильмы. (Его самая свежая лента «Последняя гора» посвящена добыче угля открытым способом путем срезания горы, в ней снялся Роберт Кеннеди — младший.) С венчурным капиталистом Маурой Маккарти, инвестировавшей в производителей сборных домов, Хэйни познакомился в 2005 году на мероприятии некоммерческой организации World Connect, которая занимается проблемами здравоохранения в развивающихся странах.
Сборные, или модульные, дома были горячей темой для журналов по архитектуре во время бума на рынке недвижимости. Но массовое производство «зеленых» домов — в мире домостроения это аналог Toyota Prius — не давало экономического эффекта. Во-первых, сконструировать дом, достаточно узкий, чтобы уместиться на платформе грузового автомобиля, и в то же время комфортный для жизни, — нетривиальная инженерная задача. Кроме того, у покупателей, думающих об экологии, полно индивидуальных пожеланий. «Пакет опций все рос и рос, что не позволяло добиться экономического эффекта от массового производства, — говорит бывший главный редактор журнала Dwell Эллисон Эйриф, которая написала книгу о сборных домах в 2002 году. — В результате проекты все равно становились индивидуальными, и некоторые производители разорялись».
Основанная Хэйни и Маккарти компания Blu Homes со штаб-квартирой в Уолтеме (штат Массачусетс) ведет бизнес по совершенно иной модели. Они делают ставку на сталь и программное обеспечение. Оригинальное ПО автоматизирует проектирование, производство и заказ домов. А благодаря стальным каркасам с огромными петлями модули домов Blu Homes умещаются на стандартном автоприцепе для перевозки грузов шириной до 260 см. Эти решения позволяют Blu Homes предлагать клиентам больше опций и при этом зарабатывать. Рабочие, которые готовят дом к отправке на фабрике, сами же и собирают его на месте.
Бизнес-план Blu Homes выглядел достаточно реалистичным, чтобы привлечь на старте $25 млн от инвесторов вроде Эбби Дисней, внучатой племянницы Уолта Диснея. Часть полученных средств Blu Homes использовала для покупки mkDesigns, известной компании по производству сборных домов, основанной архитектором Мишель Кауфман из Сан-Франциско, — эта покупка обеспечила Blu Homes репутацию «зеленой» компании и несколько отмеченных наградами архитектурных проектов.
С 2008 года Blu Homes построила 28 домов стоимостью от $125 000 до $500 000 (без учета стоимости земельного участка) и имеет заказы еще на 42 дома. По оценке Маккарти, бизнес Blu Homes на Восточном побережье США сможет выйти в плюс при постройке 50 домов в год, она рассчитывает достичь этого объема в 2013 году. В этом году Blu Homes планирует открыть фабрику к северу от Сан-Франциско. А что если рынок недвижимости снова войдет в пике? «Общепринятое стремление стать более «зелеными», экономить энергию и вести более здоровую жизнь — это культурная тенденция, и экономический спад ее не изменит», — говорит Хэйни.
На фабрике Blu Homes площадью 11 000 кв. м в штате Массачусетс собирается дом модели Glidehouse площадью 150 кв. м. Заказчик — вышедший на пенсию старший инженер Boeing из Сиэтла. Строительство идет около шести недель. Когда работы завершены, полы и стены складываются, как картонная коробка, и весь дом — от туалетов с низким расходом воды до кухонной раковины — умещается на грузовой платформе. В разложенном состоянии каждое крыло здания имеет 5,5 м в ширину и 14,5 м в длину. Соединение секций и закрепление на фундаменте занимает день; на окраску отдельных деталей и другие отделочные работы уходит около недели.
Архитекторы Blu Homes создают складывающиеся жилища в системе CATIA, разработанной Dassault Systmes. Boeing использует эту же программу для проектирования и нагрузочных испытаний авиалайнеров. Когда в проект вносятся изменения, программа подбирает инженерные параметры, рассчитывает стоимость и посылает смету по материалам на фабрику. Сейчас в Blu Homes готовят новый интерфейс, который позволит клиентам увидеть трехмерную модель дома и опробовать тысячи разных опций от расположения кухни до наличников на окнах фирмы Anderson. Замена деревянного каркаса стальным позволяет Blu Homes строить складные дома, которые выдерживают сильный ветер и обильные снегопады. Сталь к тому же обеспечивает проекту гибкость: отсутствие несущих стен позволяет размещать окна и двери практически в любом месте. Маккарти говорит, что «это больше напоминает конструирование автомобиля, чем строительство дома».
Действительно, фабрика Blu Homes больше напоминает гигантский сборочный конвейер, а не стройплощадку. Металлоконструкции подаются в цех сразу с погрузочной площадки, машины делают из них детали, которые потом свариваются и образуют каркас. Когда наружные стены навешены, дом на роликах перекатывается в другой цех, где рабочие добавляют внутренние перегородки, теплоизоляцию и крышу. Затем наступает черед гипсокартона, шкафов и ванных комнат. Весь дом сооружается на одной фабрике; на месте после сборки делают только мелкую окраску и столярные работы у стыков. Если дом двухэтажный, верхний этаж устанавливается при помощи крана.
Клиенты Blu Homes живут главным образом на Западном и Восточном побережьях США. Чтобы увеличить оборот, Хэйни и Маккарти придется привлекать больше клиентов вроде Сандры Бир, матери-одиночки и специалиста по привлечению средств на местном телеканале PBS в Олбани, штат Нью-Йорк. В прошлом году Бир купила дом модели Blu Element площадью 94 кв. м. Почему она выбрала эту фирму? Не нужно было договариваться с множеством подрядчиков. «Они просто назвали конечную цену, а уж с этим я могу разобраться», — говорит она.
На руку Хэйни и Маккарти и то, что их инвесторы терпеливы. «Экономическая ситуация сейчас ужасна, — говорит Эбби Дисней, вложившая в проект $3 млн. — Но если послушать Билла, то в долгосрочной перспективе компании нет сомнений. Надо просто ждать, со временем все изменится».
Тодд Вуди — редактор Forbes USA
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.