Приватизация государственного транспорта неумолимо надвигается. В этом и следующем году мы увидим, как расходятся по рукам активы «Укрзализныци», а также государственные порты. Формально, порты еще государственные, но на самом деле они уже контролируются ведущими бизнесменами страны.

На обычном житейском языке, это напоминает гражданский брак. Назначение «своих» директоров началось задолго до прихода «бело-голубой» власти, но именно нынешняя власть намерена превратить этот «гражданский брак» в официальный.

Честнее всего было бы продать эти объекты напрямую и открыто, но тогда есть два риска.

Первый — вызвать возмущение Коммунистической партии, которая тут же заявит про ограбление народа и выведет под стены Кабмина бабушек с плакатами.

И ничего страшного, что глава Фонда госимущества Александр Рябченко поставлен именно по квоте КПУ. Он всеми силами пытался остановить грабительскую распродажу, но вы ж понимаете.

Это, конечно, шутки, а вот второй риск — вполне серьезный. Если продавать объекты на открытом конкурсе, то может сорваться передача их в «нужные» руки. В руки тех, кто уже сегодня контролирует эти объекты.

Вдумайтесь: в открытом конкурсе могут принять участие россияне, европейцы или китайцы. Даже если они не победят, то разгонят цену. А кому это надо? Поэтому для приватизации будут выбраны особо хитрые механизмы вроде концессии.

Вот, например. Министерство инфраструктуры предлагает передавать порты в концессию «для их развития и привлечения инвесторов».

«В рамках реализации портовой реформы министерство предлагает концессию как наиболее распространенную в мире модель сотрудничества между государством и частными компаниями», — заявил замминистра Дмитрий Демидович.

Возглавляет это министерство «авиатор и реформатор», близкий друг Рината Ахметова Борис Колесников. Запомните этот факт — он позже объяснит многое.

К слову, 27 июня 2012 года вступил в силу закон «О морских портах», который предусматривает эту и другие схемы.

Естественно, «завистники» тут же попытались оспорить этот закон в Конституционном суде и внести в него ключевые изменения. Но вряд ли у них что-то получится. Разве что — отсрочить неминуемый передел госимущества.

Как они хотят, чтобы мы думали

Недавно в редакцию пришло письмо от очень уважаемого человека. Он не отрицал, что порты контролируются известными бизнесменами, но возник иной вопрос — какими именно. Эксперт настаивал, что распределение вот такое.

Есть пять мощных игроков.

Ринат Ахметов — в Севастополе (Терминал «Авлита», перевалка в 2011 году — 3,6 млн тонн) и Мариуполе (порт «Азовстали», перевалка в 2011 году — 300 тыс тонн, контроль грузопотоков около 15-20 млн тонн).

Игорь Коломойский — в Ильичевске (Ильичевский топливный терминал в Ильичевском МТП, перевалка в 2011 году — 300 тыс тонн, Ильичевский рыбный порт, перевалка в 2011 году — 1,5 млн тонн).

Плюс к тому зерновой терминал «Бориваж» в порту «Южный», перевалка в 2011 году — 1,2 млн тонн, контроль грузопотока марганцевой руды — 5-10 млн тонн).

Константин Жеваго — в порту «Южный» (терминал «ТИС-Руда», крупнейший в Украине терминал по перевалке окатышей, перевалка в 2011 году — более 3 млн тонн, контроль грузопотоков 5 млн тонн в Измаиле и порту «Южный»).

Дмитрий Фирташ — порт «Ника-Тера», перевалка в 2011 году — 4,7 млн тонн, контроль грузопотоков азотных удобрений, жидких химикатов — 4-5 млн тонн).

Лакшми Миттал — (терминал «Никмет-терминал», перевалка в 2011 году — 1,7 млн тонн) в Николаеве».

По словам уважаемого эксперта, все это очевидные факты. Их можно проверить за 5-10 минут работы в Google.

Кто реально контролирует порты

И все же, мы усомнились в словах уважаемого эксперта. «Экономическая правда» много общается с читателями и участниками рынка. К нам стекается немного другая информация.

ЭП не претендует на окончательную объективность. Мы до конца не уверены, что порты контролируют именно те люди, которых мы назовем ниже. В то же время, порты официально государственные. А значит, точно так же «нет» контроля знаменитых бизнесменов над работой этих предприятий.

«У вас немного устаревшие данные по контролю. Ахметов уже не только в Мариуполе и Севастополе, но и Николаеве, «Южном», Ильичевске, Бердянске», — заявил один из экспертов.

Интересно, что заподозрить Ахметова в причастности к «Южному» можно довольно легко. В июне 2010 года на должность начальника порта был назначен Александр Лагоша, который ранее возглавлял ахметовскую компанию «Авлита». Сам Лагоша назвал «роль Ахметова в своем назначении преувеличением».

Похожая история с другим портом, который также ранее контролировал Коломойский.

«Коломойский уже в Ильичевске не хозяин. У него порт забрали еще в прошлом году, когда силой вытурили оттуда Константина Лавриненко. Вместо него поставили Александра Григорашенко, которого называют ставленником Ахметова. О Севастополе вообще смешно слышать», — отметил другой эксперт.

По его словам, там ничтожные мощности и сомнительная пропускная способность железнодорожных путей. «Мариуполь тоже мелкий, он бутафория на фоне полностью ахметовских портов в Одессе и Ильичевске», — подытожил аналитик.

Итак, открытие первое. Похоже, что Ахметов реально заинтересован в том, чтобы его не заметили на целом ряде ключевых объектов. А именно, в крупнейших портах — Ильичевском и «Южном».

Не замечается еще один интересный игрок — сын президента Александр Янукович, который, по многим признакам, сотрудничает в этой сфере с Ахметовым.

По мнению экспертов, Фирташ в Николаеве контролирует только химическую гавань «Никко-Тера», которая де-факто является самостоятельным портом. Что касается контроля над остальными портами города, их все еще делят. По словам собеседников ЭП, в этом переделе не обходится без Александра Януковича.

«Пару месяцев назад Ахметов и Янукович-младший в каких-то долях поделили доход от портов и заключили мир. Детали не известны, но скрытого противостояния уже нет», — объяснил один из собеседников.

Что касается Миттала, эксперты сообщают следующее: «Миттал через Одессу ходит. Николаев много не пропустит, это рыбная гавань».

Почти детективной получилась история про Измаильский порт. Некогда через него экспортировал руду владелец Полтавского ГОКа Константин Жеваго. Параллельно он контролировал один из терминалов «Трансинвестсервиса» в порту «Южном» — «ТИС- Руда».

Однако вместо давнего, с 1987 года, директора порта Валентина Котельного, который был лоялен к Жеваго, в октябре 2011 года туда был назначен Юрий Фуртатов. Много писалось, что назначение произошло в интересах Юрия Крука — нардепа и бизнесмена с большим интересом в Одессе и Дунайском регионе.

Якобы произошла сделка: Ахметов поставил Фуртатова в качестве платы Круку за участок в порту Южном, на котором сейчас СКМ собирается строить угольный терминал. Крукам удалось получить этот участок еще в те времена, когда начальником Южного был сын нардепа — тоже Юрий Крук.

Жеваго, видимо, предвидел проблемы еще до официального снятия Котельного. В 2010 году он купил австрийскую судоходную компанию Helogistics Holdings GmbH и докупил большое количество вагонов. Уже долгое время бизнесмен переориентирует поставки со своих ГОКов на порт Констанца в Румынии.

В августе 2012 года Фуртатов ушел с поста руководителя Измаильского порта и возглавил одну из крупнейших компаний Ахметова — «Авлиту». Ту самую, из которой пришел нынешний начальник «Южного» Александр Лагоша. Продолжает ли Ахметов контролировать Измаильский порт? Скоро ответ станет понятен.

«Экономическая правда» с интересом проанализирует, как изменились грузопотоки самых известных портов в Украине за последние годы. Наверняка, в полученных данных мы найдем косвенные доказательства того, кто именно из известных бизнесменов оказывает влияние на работу того или иного объекта.

Сергей Лямец

 
 
 
Портовые игры олигархов , 8.91 из 10 базируется на 90 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.