В конце февраля нефтепродукты в Украине начали дорожать. К мартовским праздникам, по данным UPECO, средняя стоимость А-95 на АЗС составила 10,40 грн/л, а ДТ — 9,75 грн/л. За несколько недель литр 95-го подорожал на 20 коп., а дизтоплива — на 10 коп., сообщает портал http://kontrakty.ua. Эксперты констатируют, что на этом рост не прекратится.
«К концу марта цена А-95 преодолеет отметку 11 грн/л, ДТ — 10 грн/л», — считает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Дальнейшего роста ожидает и заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев: «В марте топливо в Украине подорожает примерно на 4,5–5%».
Единственной причиной роста является подорожание нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Напомним, в структуре розничной цены на бензин стоимость нефти составляет до 60%. И если в ноябре 2011-го — январе 2012-го стоимость нефти на крупнейших биржах колебалась в пределах 100–110 $/баррель, то к 24 февраля стремительно подобралась к отметке 125 $/баррель и на этом уровне практически застыла. «Подорожание барреля нефти на $10 добавляет к розничной цене топлива в Украине 50–60 коп.», — объясняет прямую зависимость между стоимостью нефти на мировых биржах и в украинской рознице Сергей Куюн.
Обычно подорожание нефти и нефтепродуктов разделены по времени на три-четыре недели: пока будет поставлена на НПЗ нефть, пока нефтепродукты из этой нефти попадут в розницу… Однако в случае стремительного подорожания сырья (на 10% и более в месяц) в ценообразование вмешивается психология — желание игроков рынка уменьшить риски. В частности, НПЗ стремятся увеличить денежные резервы и повышают отпускные цены. Поэтому нефть и нефтепродукты дорожают практически синхронно или с недельным разрывом. Так, в Европе топливо повысилось в цене еще в январе, а в Украине благодаря холодам и запасливым импортерам ездили на завезенном в конце 2011 года «недорогом» топливе.
От стремительного подорожания топлива на 1 грн/л рынок спас тот факт, что рост цен на бензин и ДТ не выгоден ни потребителям, ни правительству, ни игрокам рынка. Последним — по той причине, что платежеспособный спрос на топливо при таком росте упадет на 15–20%. «Продажи бензина А-95 в 2011 году, когда стоимость превысила 10 грн/л, провалились на 12%. Повышение до 11 грн ударит еще сильнее. Поэтому операторы рынка, как бы странно это ни звучало, будут снижать свою доходность и тормозить рост цен», — уверен Сергей Куюн.
К сожалению, экономических возможностей для удерживания цен на топливо ни у кого нет. Это понимают и в правительстве. Экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности 29 февраля повысила на первую декаду марта верхнюю границу ценового коридора на бензин и дизельное топливо на 10 коп./л. АМКУ не делает традиционных весенних заявлений о сговоре нефтетрейдеров. В свою очередь владельцы АЗС, по оценкам экспертов, снизили наценку на литре топлива с 1 грн до 60–70 коп. Налицо компромисс (ситуация для нефтерынка удивительная — ред.) и общее понимание того, что цены будут расти. Главное — сохранить спокойствие и контроль, то есть не допустить резких скачков.
Рост цен — не единственный весенний «сюрприз» для автолюбителей. «Желание нефтетрейдеров максимально сгладить повышение цен для сохранения спроса может сопровождаться ухудшением качества топлива», — комментирует Геннадий Рябцев. По словам эксперта, в пользу такого сценария развития свидетельствуют дефицит низкооктанового бензина в опте при малом объеме розничного рынка, заниженные по сравнению с экономически обоснованными цены на высокооктановые бензины в крупном опте, рост в 2011 году в 18 раз поставок биоэтанола производства Укрспирта. Ожидает увеличения доли фальсификата на рынке и тотального ухудшения качества топлива и Сергей Куюн: «Рынок будет скатываться к фальсификату».
Идеальный рынок
Существующая сегодня структура работы украинского рынка нефтепродуктов идеальна с учетом невысокого уровня собственной добычи нефти: налоги на топливо — одни из самых низких в мире, логистика поставок максимально диверсифицирована, конкуренция высока, маржа по всей цепочке наценки не превышает 10%. Есть четыре украинских завода (после закрытия Лисичанского НПЗ останется три) и десяток направлений импортных поставок из разных стран — Румынии, Болгарии, Польши, Литвы, России, Беларуси… и разным транспортом: морским, автомобильным, по железной дороге. Объем импорта достигает 60%. Однако рынок будет стабилен и при 100%. Дело в том, что для экономики в целом завозить в страну нефтепродукты выгоднее, чем нефть.
«Низкий уровень глубины переработки нефти на отечественных НПЗ (до 74%) фактически приводит к потерям трети всей поставляемой нефти (из нее получается мазут, а не бензин). Если из страны за год «ушло» $6 млрд в счет уплаты стоимости нефтепродуктов, то для оплаты эквивалентного количества нефти (чтобы из нее на украинских НПЗ произвели столько же топлива) потребовалось бы $9 млрд», — объясняет директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Андрей Бережанский
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.