Почему встал вопрос о заимствовании двух миллиардов долларов на закупку российского газа у банка, подконтрольного «Газпрому»?
Последние новости с газового украинско-российского фронта выглядят до странности противоречивыми. Сначала официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов откровенно пугал Украину переводом газового транзита на Беларусь и строящиеся морские газопроводы. И, похоже, он не фантазировал. Как оказалось, в первом квартале этого года весь украинский транзит сократился на 19,2%, а прокачка газа в страны ЕС — на 20%. Причем тренд наполнения наших транзитных газопроводов неудержимо снижался. В марте в Европу было подано почти на 35% меньше, чем в этом же месяце год тому назад. Правда, в «Нафтогазе Украины» этот факт восприняли в высшей степени толерантно. Главный инженер объединенного диспетчерского управления «Укртрансгаза» Вадим Фролов убеждал, что мартовский спад связан единственно с потеплением в странах-импортерах.
Чего-то в словах Куприянова не хватало, и председателю комитета Госдумы РФ по энергетике Ивану Грачеву пришлось их корректировать. Может быть, как раз для того, чтобы лучше воздействовать на невозмутимых украинских газовиков. «Минимизировать транзит через Украину возможно, с точки зрения ресурсов, которые есть у РФ, — сказал он. — Но я считаю, что это нецелесообразно». (Далее последовал намек на несопоставимую стоимость реализации маршрутов — украинского и подводного.) Поэтому, по мнению Грачева, «лучше договориться с Украиной… Время договориться у Украины и России еще есть… до конца года (когда начнется запланированное на декабрь строительство подводной части «Южного потока»)».
Начало этого комментария звучит довольно миролюбиво, но его вторая часть сильно смахивает на ультиматум. Мол, время для переговоров ограничено… лучше сдаться и принять российские условия. Ближе к реальному положению вещей оценил намерения «Газпрома» заместитель руководителя представительства компании «Газпром экспорт» в Праге Евгений Кашицын. «Весь объем украинского транзита, который сейчас составляет свыше 70 миллиардов кубометров (то есть против прошлого года он уже сокращен как минимум на 30 млрд кубометров. — Авт.), перенаправить… невозможно», — сказал он на конференции в Словакии и напомнил, что в январе 2009 года «Газпром» и оператор газотранспортной системы Словакии Eustream a.s. подписали соглашение о транзите природного газа сроком на 20 лет. Документ предусматривает транспортировку за это время около триллиона кубометров, или около 50 миллиардов кубометров ежегодно. «Можно с чистой совестью говорить, что наши обязательства по транзитным контрактам и, соответственно, объемам поставок (в Словакию и Чехию через Украину. — Авт.) будут выполнены. Никто без транзита, и, соответственно, без заработка не останется», — успокаивал Кашицын. Он напомнил, что Словакия сейчас является вторым после Украины транзитером российского газа (в 2011 г. ей было поставлено около 6 млрд кубометров и 50 млрд кубометров для транзита). Поступив в страну с ужгородского направления, газовый поток в Западной Словакии раздваивается: часть идет через Чехию в Германию и Францию, а другая — в Австрию, Францию и Италию.
Похоже, российская угроза оставить украинскую трубу без газа — это всего лишь инструмент шантажа, с помощью которого нас заставляют и дальше платить несправедливую цену. Но, может быть, новый-старый российский президент Владимир Путин, взойдя на трон, сменит гнев на милость и согласится подкорректировать нефтегазовую формулу для Украины, как это сделано для ряда стран Европы? Увы, надежд на это немного. По мнению заместителя директора — руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Тамары Гузенковой, «в ближайшее время нет оснований говорить, что газовые переговоры решатся в пользу Украины».
«Думаю, — продолжает российский эксперт, — что это связано в значительной степени с тем, что Украина пытается лавировать между Москвой и Брюсселем, не соглашаясь на какие-то интеграционные доводы российского руководства, и продолжает прилагать усилия для подписания Соглашение об ассоциации с ЕС». Гузенкова добавила, что при этом делают шаги, чтобы не поссориться «с Москвой совсем». По ее словам, такая политика будет продолжаться как минимум до парламентских выборов, чтобы Партия регионов могла получить максимальное количество голосов как сторонников европейской интеграции, так и тех, кто предпочитает более тесное сотрудничество с РФ. Гузенкова отмечает, что «попытка Украины добить российское правительство и снизить цены на газ не будет иметь успеха, хотя в позиции украинских властей появились элементы политического шантажа, который начинает проявляться все больше и больше». Эксперт подчеркивает, что проекты в обход России в будущем, скорее всего, будут реализованы, но газ нужен Украине уже сегодня.
Выходит, усилия Украины противостоять российскому газовому шантажу замечены и оценены. Беда, скорее, в том, что в России воспринимают попытки Украины отстоять свою энергетическую независимость недостаточно серьезно. На самом деле политическим шантажом с украинской стороны и не пахнет. В Украине разрабатываются обычные для любой другой страны, в том числе и России, меры по импортозамещению. В ответ на снижение объемов газового транзита Украина может очень сильно снизить закупки российского газа. Уже разработано ТЭО строительства терминала для сжиженного газа в порту «Южный» мощностью десять миллиардов кубометров в год. В стране есть также опыт работы ГТС в реверсном режиме, и недавно глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин и глава Минэнергоугля Юрий Бойко сообщали о намерениях начать закупки природного газа на европейских спотовых рынках (до десяти миллиардов кубометров).
«Я лишь могу подтвердить, что эти переговоры ведутся. Частично они уже успешны, то есть мы будем иметь другие источники поставок газа», — отметил на прошлой неделе первый вице-премьер-министр Валерий Хорошковский. А премьер-министр Украины Николай Азаров, находясь с визитом в Баку, заявил, что Украина заинтересована в реализации Транскаспийского газопровода, который предполагает поставку газа по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан. Эти страны готовят два соглашения по реализации этого проекта, которые могут быть подписаны с участием Еврокомиссии. Все эти новости явно щекочут нервы российскому руководству, рассчитывающему с помощью очень чувствительной для Украины газовой проблемы все же — не мытьем, так катаньем — заманить нашу страну в Евразийское пространство.
Следует ли правительству подыгрывать в этом соседям? Сегодня в Украине вряд ли найдется человек, который даст на этот вопрос утвердительный ответ. Но в правительстве такие люди, видимо, еще водятся. Иначе там не стоял бы вопрос о получении двух миллиардов долларов в кредит у российского «Газпромбанка» (принадлежит «Газпрому») для закупки российского газа. Мало того, что мы платим за него втридорога, так будем должны еще и проценты. Тут бы и пригодился транш Международного валютного фонда, но наши власти, скорее всего, до выборов не согласятся на его условие повысить тарифы на газ для населения. Правда, Хорошковский в конце марта заявил агентству Рейтер, что Украина разрабатывает план постепенного повышения внутренних цен на газ. Чем обернется эта новость для граждан страны, да и для власти, которая обещала не трогать тарифы, пока не наведет порядка в жилищном хозяйстве?
Бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский сказал «Дню»: «На власти это отразится явно негативно — ее рейтинг снизится еще больше. Что касается народа, то тут все-таки нужно знать, на сколько планируют поднять тарифы и на сколько — зарплаты и пенсии. Сегодня тарифы являются не определяющей, но довольно большой статьей расходов гражданина. Власть обещает четыре или даже пять раз на протяжении года, по словам Тигипко, поднимать зарплаты и пенсии. Но мы еще не знаем, как будут подниматься тарифы и на сколько. Они сегодня невысокие, но зато у нас самые низкие зарплаты. Вот в чем проблема. Беда не в тарифах. Их нужно сделать рыночными, и чем раньше, тем лучше, но прежде всего нужно поднять зарплаты и пенсии».
Кстати
Правительство Украины предлагает разрешить Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» закупать без тендерных процедур услуги, связанные с торговлей природным газом. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». В соответствии с ним «Нафтогаз» получит возможность закупать «природный газ, услуги по его транспортировке (в том числе перемещения, фрахтования, страхования, слива/налива, инспекции количества и качества), а также по его распределению, поставке и хранению без тендеров». НАК также сможет без тендеров закупать услуги финансовых инструментов, операций с деривативами и управления рисками, финансовых услуг, услуг бирж, аукционов, систем электронных торгов и других услуг, которые применяются в международной торговой и финансовой практике при закупке и реализации природного газа.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его принятие будет способствовать обеспечению эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса, удовлетворению потребностей населения в природном газе, укреплению энергетической безопасности государства.
Такие преференции для «Нафтогаза» вводятся в связи с планами и заявлениями «Газпрома» о существенном снижении транзита российского газа в Европу через украинскую газотранспортную систему. Из-за этого Украина рассматривает возможность использования своих газотранспортных мощностей в реверсном режиме.
Виталий Княжанский
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.