Кабинет Эрика Берглофа, главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития, больше похожий на директорский в хорошей школе, с книгами и папками на полках и стопками бумаг на письменном столе. «Я не банкир, — поспешно говорит он, когда речь заходит об ответственности банков за международную кредитно-финансовый кризис. — Я работаю не в коммерческом, а в банке развития ».
Особенность деятельности ЕБРР наверняка требует от господина Берглофа учитывать межгосударственный политический этикет, но скандинавская принципиальность заставляет не слишком приукрашивать ответы на вопросы по украинским делам.
Прогнозируемый банком нынешнее рост экономики Украины на уровне 4,5%, по словам Берглофа, «имеет хороший вид, но … действительности ниже потенциала. И это отражает проблемы в условиях для ведения бизнеса в Украине, дальнейшую политическую неуверенность и ряд трудностей в финансовом секторе ». Ее экономика поднимается с очень глубокой ямы, поэтому более 4% — это мало, чтобы благосостояние граждан улучшилось по-настоящему.
Эрик Берглоф так же спокойно, тоном шведского профессора ставит общую оценку правительству Азарова: «Происходят внешние процессы, которые способствуют росту. Но нет ничего, или почти ничего, когда речь идет об улучшении экономической политики или условий для предпринимательства в Украине. Это скорее влияние глобального оздоровления экономики и того, что во время кризиса все показатели были на очень низком уровне ».
ЕБРР опасается, что в этом году и следующем внешние факторы не будут улучшатся, а, наоборот, ухудшатся. Кризис еврозоны, если с ней эффективно не справятся члены Экономического и монетарного союза ЕС, будет ощутима и в Украине, хотя и не в такой тяжелой форме, как, например, в Словакии или Венгрии. Однако и другой важный для национальной экономики рынок — российский, — по мнению экономистов в Лондоне, может также испортить показатели Украины, если мировые цены на сырьевые товары, от которых полностью зависит экономика РФ, снизятся.
Ответы «вечный» вопрос
Приходится ли сейчас Украине выбирать между Западом и Востоком? «Это экзистенциальные реалии, — говорит Эрик Берглоф, — управляться которым должны сами украинского». Когда же речь идет об экономическом сотрудничестве, главный экономист ЕБРР предлагает корыстно искать выгоду: «Торговать надо со всеми». И одновременно замечает: «Есть немало выгоды от сближения с Россией, но на самом деле большие, долгосрочные достижения Украина может получить от интеграции в Европейский Союз».
И еще одна насущная украинская тема, закрученная в морской узел политиками в Киеве, оказывается, также может иметь простые бухгалтерские ответы на намеренно усложнены вопросы. Эрик Берглоф, который является специальным советником президента ЕБРР, так подытоживает экономические последствия показательного суда над Юлией Тимошенко: «Очевидно, что в одной стране заключения экс-премьер-министра не может быть положительным знаком. Это сигнал и для инвесторов внутри нее, и наружу о том, что есть недостатки в государственной политике. Думаю, это долгосрочная проблема. Ряд последних событий не обязательно сразу отразится на экономике. Но это становится чертой политической неуверенности, которая, безусловно, влияет на инвесторов, желающих вкладывать деньги в Украину. Это плохо. И, к сожалению, это может быть частью даже большей проблемы ».
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.