Николя Саркози — президент Франции Французы, похоже, устали от подвижного, как ртуть, Саркози и готовы в кризис отдать голоса за скромного социалиста Франсуа Олланда. В этом выборе свою роль могут сыграть женщины кандидатов.
В конце февраля лидер французских социалистов Франсуа Олланд произнес речь, в которой умудрился ни разу не упомянуть своего противника на предстоящих президентских выборах, президента Николя Саркози. «Это совет, который мне дал мсье Ширак: никогда не называть имя своего оппонента», — пояснил он репортерам.
Последний социалист, кто вошел в Елисейский дворец в качестве главы государства, сделал это 17 лет назад. С тех пор маятник французской политики качнулся вправо, а теперь, кажется, может вновь качнуться влево на фоне достаточно жалких попыток Саркози сохранить власть, используя аргументы крайне правых. На этой неделе американская газета The Wall Street Journal опубликовала зубодробительный редакционный комментарий, озаглавленный «Николя Ле Пен». В заголовке соединились имя действующего президента Франции и фамилия лидера ультраправых Марин Ле Пен. Это ее избирателей пытается переманить на свою сторону Саркози обещаниями избавить Францию от половины ненужных ей иностранцев и выйти из зоны Шенгена.
Пока французские правые бьют друг друга, чтобы чужие боялись, на левом фланге неожиданно, по крайней мере, для внешнего мира, возник серьезный претендент на президентский пост. Это 57-летний профессиональный политик Франсуа Олланд, которого до недавнего времени считали скучным аппаратчиком, лишенным харизмы и собственных идей.
Саркози довольно удачно обыгрывает этот имидж лидера социалистов. На недавней пресс-конференции он задал репортерам риторический вопрос: «Можете ли вы соотнести хоть одну идею с именем мсье Олланда?» Даже сторонники кандидата, в частности, бывший министр финансов в правительстве социалистов Мишель Сапен, соглашаются: «Еще год назад спросили бы вы, что думает Франсуа о том или этом, никто бы не смог ответить», — приводит его слова WSJ.
За прошедший год Франсуа Олланд, однако, произвел настоящий ребрендинг самого себя и, как отмечает живущий во Франции блогер BFM.ru Александр Аничкин, это отразилось даже на внешности и манере одеваться кандидата в президенты. Ну, а поскольку дело происходит именно во Франции, все эти метаморфозы не обошлись без женщины, точнее, без женщин.
Шерше ля фамм
На прошлых президентских выборах 2007 г. мсье Олланд оказался полностью в тени своей гражданской жены Сеголен Руаяль. Оба — выпускники самого элитного французского учебного заведения, cole national d’administration (ENA), вместе наплодили кучу детей, но так и не решились связать свои узы законным браком. Да и не до того было: они активно боролись между собой за право составить конкуренцию Николя Саркози. В этой семейной борьбе верх одержала женщина, которая, в свою очередь, проиграла Николя Саркози.
После этого мсье Олланд вряд ли бы сделался общенациональным политиком, не случись скандала с его однопартийцем Домиником Строс-Каном. Глава МВФ считался главным претендентом на Елисейский дворец и среди социалистов, и в общенациональном масштабе. Все изменилось 15 мая прошлого года.
Ночью Франсуа Олланд был разбужен эсэмэской своей подруги Валери Триервейлер. В послании говорилось, что Стросс-Кан арестован в Нью-Йорке по обвинению в изнасиловании горничной. Как рассказала впоследствии The Wall Street Journal сама мадмуазель Триервейлер, Франсуа не стал допытываться у нее деталей сексуального скандала — «он уже думал о своем следующем шаге».
Следующий шаг заключался в том, чтобы воспользоваться выпадением из обоймы главного игрока социалистов и занять его место. С учетом ошибок Стросс-Кана, мсье Олланд первым делом оповестил общественность о том, что с Валери Триервейлер его связывают романтические отношения. Любопытно, что 47-летняя журналистка, будучи политическим репортером, активно освещала избирательную кампанию гражданской жены Олланда.
По прошествии почти года стремительное вхождение Франсуа Олланда в избирательную гонку явно дает плоды. Во вторник французская социологическая служба Ifop предсказала, что на выборах 22 апреля в первом туре с незначительным перевесом победит Саркози, но во втором туре (6 мая) победа с отрывом в 9% достанется Олланду.
Франция станет некомфортной для миллионеров страной
Если так и произойдет, то Николя Саркози станет одиннадцатым европейским лидером, сметенным кризисом евро. Как показывает практика соседних государств, в кризис европейцы отказываются от ярких лидеров, таких, как итальянский Берлускони или греческий Папандреу, предпочитая вместо них технократов без отчетливо выраженных личностных качеств, вроде нового испанского премьера Мариано Рахоя. Эта тенденция явно благоприятствует Франсуа Олланду, который был в октябре номинирован кандидатом в президенты от французских социалистов.
При всех идеологических различиях между социалистическим кандидатом и правым Николя Саркози, их экономические программы не слишком разнятся: в центре и той, и другой — обещание снизить бюджетный дефицит до стандарта ЕС, т.е. ниже 3% ВВП. Для достижения этой цели Олланд предлагает заставить богатых раскошелиться. Он уже объявил финансовый сектор Франции своим «главным противником» и предлагает повысить подоходный налог (ныне 41%) до 75% для тех, кто зарабатывает в год свыше 1 млн евро.
Олланд также обещает смягчить норму введенного при Саркози закона о повышении пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Для тех, кто платил взносы во французскую пенсионную систему не менее 42 лет, предлагается разрешить выход на пенсию в 60 лет.
Из других громких обещаний Франсуа Олланда: если он станет президентом, страна снизит свою зависимость от ядерной энергии (ныне 80% потребляемой французами энергии дают АЭС), а также выведет свой воинский контингент из Афганистана.
Если последнее обещание представляется достаточно бессмысленным в свете того, что войска из Афганистана собирается вывести даже главный член коалиции, США, то призыв к восстановлению равноправия в отношениях между Францией и Германией находит особый отклик у патриотично настроенных французских избирателей. При Саркози Франция стала играть очень заметную роль в ЕС, чем нынешний президент особенно гордится. Но при этом французы выглядят младшими партнерами фрау Меркель, что с учетом непростой истории взаимоотношений между Парижем и Берлином нравится далеко не всем.
Поскольку это Франция, то, наряду с рациональными аргументами (например, обещанием кандидата от оппозиции снизить уровень достигающей 9,8% безработицы) важную роль могут сыграть личности соперников. Как замечает WSJ, некоторых избирателей раздражает личная жизнь Саркози, который уже после избрания президентом развелся со второй женой и женился на Карле Бруни. Президентская чета ведет роскошный образ жизни, в который вписываются дорогие наряды Карлы и ее с Николя друзья-миллиардеры, на яхтах которых они время от времени попадают в объективы репортеров.
По сравнению с президентом, которого на американский момент прозвали «блинг-блинг» за чрезмерное увлечение броскими побрякушками, Франсуа Олланд, называющий себя «нормальным человеком», выглядит более уместно в кризисные времена.
Свою первую попытку участвовать в президентских выборах Олланд предпринял в 26-летнем возрасте, в 1981 году. Тогда он не смог составить конкуренцию ветерану французской политики Франсуа Миттерану, но вошел в команду его советников после избрания того президентом. С тех пор карьера Франсуа Олланда не ознаменовалась никакими особенными достижениями. Возможно, он просто ожидал своего шанса, который, наконец, представился после грандиозного скандала со Строс-Каном.
Василий Ганин
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.