Бизнес в интернете в Украине делают давно.

В бурные 1990-е годы на оперативной онлайн-информации можно было заработать.

Всесоюзный сервер в Москве (сейчас это звучит как анекдот) поставлял коммерчески интересные объявления для тех, кто работал по схеме «меняю осмий на американские спиртные напитки».

Доступ к всесоюзному серверу приносил неплохие деньги. Первые капиталы заработали информационные посредники, которые потом ушли в другие бизнесы или наоборот — квалифицировались в интернет-провайдеры. Ритейл ушел в оффлайн — на базары, а потом — в магазины и стал очень-очень рентабельным.

Свои лучшие дни он пережил в эпоху «золотого гламура» 2005-2008 годов. Украину накачивали деньгами, и розница стала дорогой, как нигде. Золотой дождь денег вырастил множество иррациональных потребителей.

Они смело брали в кредит машины с фактической выплатой двух машин через пять лет и покупали стодолларовые туфли по пятьсот. Казалось, проворные советские фарцовщики реорганизовали свой советский бизнес в украинские «бутики». Потому что это одна и та же философия и психология.

Я принципиально не покупаю обувь и одежду в Киеве. Лондон в этом сегменте более привлекательный и более дешевый, а Америка — просто клондайк. Но когда были деньги, об этом мало кто знал или задумывался.

А теперь задумывается — из-за экономических сложностей и вообще травматического в наших условиях опыта «человека экономического».

Процветание продаж чего-то брендового, а на самом деле, европейских и американских марок среднего класса по шестикратной стоимости близится к концу. Кризис с 2008 года воздает справедливость малочисленному, но еще способному покупать украинскому среднему классу.

Вооруженные гаджетами с интернетом эти молодые продвинутые ребята — всего в Украине более 12 млн активных пользователей — идут туда покупать.

Ритейл на Крещатике, на торговой площади по 15 тыс евро за кв м, скоро умрет. Даже скорее, чем мы думаем, потому что молодые продвинутые пользователи покупают онлайн джинсы rich and skinny за 89 долл и платья marc jacobs по 150.

Украинские торговые центры не потянут соревнование с американскими распродажами в онлайн. Создавать украинские аналоги таких магазинов — экономически бессмысленно и, вообще говоря, не нужно.

Зато перспективной стала логистика: услуги доставки, в том числе американских посылок, получили невероятное развитие. Предвидя такой поворот, я продал свой luxury фэшн ритейл и ушел осваивать перспективные продажи в интернете.

Нет ничего странного в том, что здесь мы снова «рады видеть» стихию бизнеса 1990-х, ведь нам снова продают неизвестно что, привозят неизвестно когда и берут за «серый» товар «черный нал».

Успехи «неугодных» периодически отмечает налоговая. О правах потребителя речь не идет, но налоговой уже интересно: в рейтинге «Бигмир» более 7 тысяч интернет-магазинов, и еще в 2010 году они продавали на 1 млрд долл.

Пока этот бизнес существует в формате колл-центров, а не отлаженной онлайн-торговли по схеме «заказ — оплата — доставка». Не люблю, когда мне звонят шесть раз, чтобы подтвердить и доставить в мой офис рубашку неподходящего размера. Это не коммерция, а конспирация, но бывалого человека этим не испугать.

Даже находясь в «подполье», как секс-индустрия, интернет-торговля — это уже новый доходный, удобный и нерискованный бизнес. Ведь серверы можно за один день перенести в Германию, спасаясь от «маски-шоу».

Правда, первооткрывателям этого пути пришлось отдать около 2 млн долл для того, чтобы официально «доплатить налоги» и спать, то есть продавать в интернете товары, спокойно. Выживут самые сильные: это не Дарвин, это бизнес.

Этот бизнес ненормальный и неизведанный: инвесторы оценивают объем продаж крупнейшего интернет-магазина компьютерной и бытовой техники от 100 до 800 млн долл. И все, несмотря на кризис и растущие страновые риски, эта сфера становится инвестиционно привлекательной.

Уже несколько лет она растет, и прирост ее доходов превысил успехи обычной торговли в разы — 150% против 30% — в 2008 году. Так, сайт-визитка импортера мебели, переделанный в интернет-магазин в 2011 году, стал продавать больше, чем торговый центр этой же компании.

График доходов интернет-продаж стремится вверх в течение нескольких лет, как и увеличение количества пользователей интернета. Интерес инвесторов — это неудивительно. Удивительно, почему они прозрели так поздно?

Розничные продажи в мире растут. На долю процента, но в июне они выросли в Европе против негативного прогноза. То же мы видим в Америке, хотя сравнивать наши страны некорректно.

По данным US Census News Bureau, в июне 2012 года прирост ставил +3,8% в сравнении с 2011 годом, при этом в сегменте мебели +7,8%. За первый квартал интернет-торговля дала прирост 3,1% в сравнении с последним кварталом 2011 года. Кризис не убивает эту надежду.

Люди покупают, а в Украине купить дешевле — это довериться «конспираторам» и купить онлайн. Продавцы розницы об этом знают. Под давлением непомерной аренды они сокращают расходы и продают через интернет или закрываются. Вместо дорогой аренды они сталкиваются здесь с дорогой рекламой.

Поддерживать свой бизнес в тройке поисковой системы — это около 250 тыс грн в месяц. Мелкий бизнес не сможет выжить. Онлайн-бизнесы укрупняются и «умнеют», потому что интересная идея, «фишка», — это must-have и залог успеха.

Так вырисовываются цивилизованные формы. Появились украинские бизнес-инкубаторы, которые упредят наиболее инновационные старт-апы от фак-апов. Окрепшие проекты перекупят «настоящие» инвесторы.

В 2010 году молодые американские дизайнеры начали продавать онлайн модные фетиши, вроде сумки или винтажных украшений «Шанель», по принципу скандинавского аукциона. Девушки получили 75 тыс долл на развитие своей идеи от New York University’s Stern Business School.

Не думаю, что украинские девушки не мечтают о «Шанель» или о поддержке их бизнес-планов. Просто инвесторы рискнут вложить в их мечту чуть позже. Или у нас университеты не те?

Андрей Лепейко

 
 
 
Интернет-торговля убивает традиционный ритейл , 9.3 из 10 базируется на 93 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.