Ровно год назад президент Виктор Янукович призвал власти Донбасса ликвидировать незаконную добычу угля. Однако легализовывать копанки оказалось бесперспективно.
На нелегальных шахтах региона продолжают гибнуть люди. Последние трагические события на угольных копанках в Свердловске и под Енакиево в очередной раз привлекли внимание к теме теневого рынка угля. По экспертным оценкам, годовая емкость этого рынка составляет 5-6 млн. тонн. А сверхприбыль, которую генерируют копанки, может быть получена только при полном игнорировании требований законодательства. Легализация стоит слишком дорого и невыгодна бизнесу, которому придется тратиться на официальные зарплаты, налоги, страховки и пр.
Напомним, что в декабре 2011 года на итоговом совещании угольщиков в Донецке под председательством главы Министерства энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко говорилось о невозможности легализации копанок как противоправных субъектов хозяйственной деятельности. Предприниматели, желающие добывать уголь, обязаны получить лицензию и одобрение соответствующих органов надзора. Тогда председатель Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк заявлял о разработке концепции мини-шахт, для которых будет упрощена процедура регистрации.
Однако пока открытие мини-шахты — затея очень хлопотная. Сначала необходимо заручиться поддержкой на местном уровне. Затем органам областной власти подается пакет документов с подписью органов местной власти и экологическая карточка от управления окружающей среды. В случае одобрения депутатами облсовета этот пакет согласуется с Минприроды и Госгеослужбой, которая выдает специальное разрешение на разработку недр. Кроме того, нужно получить горный отвод в Госгорпромнадзоре, согласовать проект разработки месторождения, сделать отвод земельного участка. На все это может уйти не один год.
Бюрократические сложности разрешительного процесса при создании малых шахт вполне оправданы, считает глава Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий. “Он такой и должен быть, он сложный очень и идет медленно. В этом году было одно заседание, где согласовано три лицензии на областном уровне. Сложность в том, что такие шахты не соответствуют законным требованиям. В Луганской области действительно выдано много разрешений, но, насколько я знаю, ничего они до сих пор не согласовали в министерстве”, — сказал “УкрРудПрому” Шишацкий.
Действительно, в феврале нынешнего года депутаты Донецкого областного совета согласовали ходатайства о предоставлении недр в пользование двум частным предприятиям для добычи угля в границах закрытых шахт. В частности, ООО “Аида Плюс” получило разрешение на добычу запасов каменного угля в границах закрытой шахты “Кировская” в Шахтерском районе сроком на два года. Предприятие потратилось на апробацию запасов угля и рассчитывает, что годовая производственная мощность составит 50 тыс. тонн угля. Предполагается, что объем капитальных вложений составит 20,12 млн. гривен, численность работающих — 250 человек, в том числе непосредственно на добыче — 230 человек. Также облсовет согласовал ходатайство о предоставлении недр в пользование частному предприятию “Шахтерскиндустрия” для добычи запасов каменного угля в границах закрытой шахты №13 в Шахтерском районе на два года. “Шахтерскиндустрия” является действующим угледобывающим предприятием. На предприятии работает 30 человек, средняя заработная плата составляет 3570 гривен в месяц. Отметим, что в 2011 году депутаты облсовета одобрили ходатайства о предоставлении недр в пользование для добычи каменного угля ООО “Атлон” и ООО “Донбасс Майнинг”. Как видно, список желающих заняться “малым угольным бизнесом” в Донецкой области пока невелик.
Чтобы решить проблему незаконной добычи угля, губернатор Донецкой области предлагает физическую ликвидацию копанок. А для этого потребуются политическая воля и средства из скудных бюджетов действующих шахт и местного самоуправления. “Буду общаться с мэрами городов и районов по поводу физической ликвидации копанок. Сегодня копанки есть неработающие, но они физически не зарыты — в любой момент здесь могут начать незаконную добычу. Здесь еще вопрос средств. Есть часть копанок, которые находятся на полях действующих шахт, тогда пусть они выделяют средства на их ликвидацию, другие находятся на шахтных полях “Укруглереструктуризации”, а у них нет средств. Есть копанки на землях запаса, тогда это относится к органам местного самоуправления. Вопрос средств необходимо решать — я готов финансировать это из бюджета области, но необходимо найти механизм законного выделения денег, возможно, из экологического фонда”, — говорит Шишацкий. При этом губернатор считает, что нет нужды создавать отдельный орган для борьбы с копанками, ведь именно Донецкая облгосадминистрация координирует работу силовых структур и спасателей при ликвидации незаконной добычи угля и аварий на кустарных шахтах.
Но чтобы добыча угля в нелегальных ямах бесповоротно ушла в прошлое, одних только усилий областной власти и силовиков недостаточно. Необходима также инициатива местных органов власти, в состав которых зачастую входят реальные хозяева копанок.
Тимур Наметов
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.