Ангела Меркель — канцлер ФРГ Канцлер ФРГ в своей речи в Давосе призвала лидеров бизнеса проявить понимание того, как работают европейские правительства. Бизнесмены говорят, что сама Меркель не понимает, как работают рынки.
Главным событием первого дня форума в Давосе, как ожидалось, стало выступление канцлера Германии на официальном открытии ВЭФ. Ангела Меркель заверила, что Берлин намерен и впредь отстаивать усиление интеграции в Европе и взаимную поддержку. При этом Меркель повторила, что нельзя решить проблемы региона, просто засыпав их деньгами.
Долговой кризис в Европе, продолжающийся уже больше двух лет, представляет самую большую угрозу глобальной экономической стабильности, и погода в Давосе очень хорошо задает фон, перекликающийся с настроениями на ВЭФ, пишет обозреватель еженедельника TIME. После сильных снегопадов трудно не потерять опору, один неверный шаг на льду, — и можно упасть. Примерно то же ощущают экономисты и бизнес-лидеры относительно мировой экономики. Одно неверное движение, и мир может свалиться и попасть в скверную историю. Руководители еврозоны как никто другой рискуют на тонком льду.
Меркель на ВЭФ призвала лидеров бизнес-сообщества дать властям возможность для разрешения долгового кризиса, пообещав, что Европа сплотится и сможет вернуть доверие. Меркель настаивает на том, что корпоративные лидеры должны проявить понимание затянувшихся процессов урегулирования кризиса и осознать, как работают демократические правительства.
Комментарии Меркель, прозвучавшие на встрече с представителями Международного совета по бизнесу при ВЭФ, свидетельствуют об изменении ее подхода в борьбе с долговым кризисом, который продолжается уже третий год. Во всяком случае, она отступилась от темы «битвы» между рынками и политиками.
Меркель вновь высказалась против выделения дополнительных денег на борьбу с кризисом. По мнению канцлера Германии, призывы усилить «файрвол» и увеличить размер средств стабфондов для защиты от распространения угроз заходят слишком далеко и ставят под сомнение надежность мер по спасению европейской экономики.
«Кто-то говорит, что требуется вдвое больше, потом, если и эта сумма окажется недостаточно крупной, другие будут требовать увеличить ее втрое, — замечает канцлер. — Мы не хотим давать обещаний, которых не сможем подтвердить на деле».
«Если Германия как представитель всех европейских стран будет давать обещания, которые будет невозможно сдержать в случае жесткой атаки рынков, то Европа останется с открытым незащищенным флангом», — говорит Меркель.
Более надежным способом оздоровления экономики Меркель считает реформы на рынке труда и вновь говорит, что странам-участницам необходимо поступиться в некоторых аспектах национальным суверенитетом и передать больше полномочий ЕС, — это необходимо для создания эффективной модели Европы. Таким образом, Германия в очередной раз выступила за сближение европейских государств.
Берлин неоднократно подчеркивал необходимость сокращения долга и дефицитов и повышения конкурентоспособности, что составляет основной вектор стратегии Германии по сохранению валютного союза 17 государств.
Меркель заверила, что Европа станет только лучше, когда справится с кризисом. «И я абсолютно убеждена, что мы сможем его одолеть», — передает Bloomberg слова канцлера Германии. С другой стороны, при всем внимании, уделяемом сокращению долга в Европе, правительства не смогут разом решить проблему бюджетных дефицитов, потребуется время, но власти решительно нацелены справиться с дефицитами, заверила Меркель. «Доверие — самая лучшая валюта в сегодняшнем мире», — считает она.
Между тем все большее число обозревателей убеждается в том, что именно акцент Германии на мерах экономии и сокращения бюджетов стал причиной усугубления кризиса.
Экономист Нуриэль Рубини выступает против нынешней европейской политики. «Меньше экономии и больше роста» — вот что, по его мнению, необходимо Европе.
Финансист Джордж Сорос на обеде в Давосе предостерег, что политика Меркель грозит столкнуть Европу в дефляционную спираль, которая может не только разрушить европейскую экономику, но и привести к «политической дезинтеграции» ЕС. При падении темпов роста стабилизировать госдолг будет еще сложнее. В то время как стоимость заимствований для перегруженных долгами стран упорно остается очень высокой, экономическая политика еврозоны сводит их до статуса «стран третьего мира», которые накопили огромные долги в иностранной валюте, цитирует The Guardian слова Сороса. Он предлагает дать возможность Испании и Италии финансировать свои дефициты за счет размещения казначейских бумаг со ставкой 1%.
Ранее МВФ в очередном экономическом докладе призывает более стабильные страны, у которых есть финансовые возможности, поддерживать экономический подъем с помощью стимулирующих мер.
Стратегия Меркель в борьбе с долговым кризисом по идее должна была укрепить доверие рынков и инвесторов, в том числе Сороса, комментирует TIME. Очевидно, что этого не получилось. «К сожалению, европейские власти слабо понимают, как на самом деле работают финансовые рынки, и в итоге все сделали неправильно», — заявил Сорос, добавив, что Греция оказалась на грани дефолта, который вытолкнет ее из евроблока. По мнению инвестора, вероятности складываются в пользу такого сценария.
Европейские лидеры будут обсуждать меры по повышению конкурентоспособности и стимулированию роста и занятости на саммите 30 января и на очередной встрече в марте.
Наталья Бокарева
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.