Кто-то 31 декабря ходит с друзьями в баню, кто-то в январе обязательно ездит в Давос. О предпочтениях не спорят. За много лет Всемирный экономический форум стал скучным и неинтересным переливанием из пустого в порожнее. Он перестал плодить сенсации. Но в этом году сенсация таки произошла. Речь идет о докладе «Глобальные риски-2012», который побил все рекорды откровенности. 500 экспертов признали, что мир охватил беспрецедентный пессимизм. И это главная движущая сила всех проблем человечества.
Мода на доклады, которые издаются непосредственно перед Всемирным экономическим форумом в Давосе (ВЭФ), появилась сравнительно недавно. Нынешний доклад – седьмой по счету. И самый интересный. Предыдущие шесть документов, скорее, констатировали и сводили воедино всем известные факты.
Так, «Глобальные риски-2008» развивали тезис о том, что может произойти серьезное падение американского доллара с внушительными последствиями для мировой финансовой системы. И что прогнозируемый спад американской экономики может сказаться и на России. В первую очередь, из-за его воздействия на стоимость сырья. Прогнозы не оправдались: доллар не вышел за пределы своей обычной инфляции. А Россия пока неплохо выживает на фоне других государств.
В докладе 2009 года были рассуждения о том, как жить после кризиса. В частности говорилось о необходимости вкладывать деньги в инфраструктуру, сосредоточившись на сельском хозяйстве, производстве электроэнергии, водоснабжении, транспортировке и адаптации к климатическим изменениям. В общем-то, общеизвестные тезисы, ничего нового.
В отчете экспертов по глобальным рискам 2010 года опять вернулись к вопросу кризиса, обжевав тему возможности «второй волны», которая пойдет из Китая и накроет ведущие страны, ослабившие свои позиции вследствие накопления громадного внешнего долга. Снова, как видим, гадание на кофейной гуще: у Китая рост экономики в пределах «китайской нормы» – 9,2%.
В следующем году эксперты пообещали, что 2011-й станет переломным как с точки зрения обустройства мировой политической сцены, так и дизайна глобальной системы экономики. В чем-то они угадали, если говорить об арабских революциях, но дизайн глобальной экономики существенно не изменился. Опять мимо.
Возможно, потому, что чтение «давосских рисков» стало больше ритуалом, чем действительно познавательным занятием, внимание к документу значительно ослабело. Но в этом году у составителей доклада проснулось вдохновение.
В 64-страничном документе, составленном по данным опроса 469 экспертов из разных стран и отраслей, впервые содержится целый букет интересных и небанальных выводов. Например, о том, что впервые за многие десятилетия у жителей планеты нет веры в то, что уровень жизни для следующего поколения будет выше, чем сегодня. Этот пессимизм определяет нежелание стремиться к чему бы то ни было в технике, науке, искусстве, экономике.
«Эта новая проблема особенно остро стоит в промышленно развитых странах, которые исторически являлись источником уверенности и смелых идей», – говорит управляющий директор ВЭФ Ли Хауэлл.
Проблема вовсе не надуманная. «Сильнейшим двигателем развития есть надежда на то, что наши дети будут жить лучше. Эта надежда веками двигала прогресс и помогала целым народам сохранять силы в самые трудные исторические периоды – во время войн, эпидемий, социальной разрухи. Судя по выводам экспертов, в мире, и, прежде всего, в развитых странах крепнет убеждение, что пик экономического комфорта достигнут и дальше все пойдет по нисходящей. В таких условиях созидательная энергия просто испаряется. А глобальная экономика может погрузиться в длительную стагнацию», – считает социо-психолог Елена Воробьева.
Примечательно, что обнаружив реальный источник тревог, человечество постепенно отходит от беспокойства по тем вопросам, которые уже частично решены. Так, опрос респондентов показал, что экономические риски вытеснили с первой позиции экологические. Параллельно в СМИ просочилась информация, что паника вокруг, скажем, озонового слоя оказалась несколько преувеличенной. Новейшие исследования показали, что пресловутые озоновые дыры затягиваются сами собой. И никакие злобные дезодоранты-спреи на них не влияют. Все это чушь, продуцированая компаниями, выпускающими потребительские товары.
В целом нынешний мир находится в такой же растерянности, в какой он был на породе ХХ века. Но тогда модным веянием эпохи были социалистические идеи. Прогрессистам казалось, что внедрение на практике идей о всеобщем равенстве и ограничении частной собственности на средства производства является идеальным средством от экономических кризисов. Однако, эксперимент, проведенный в России-СССР, несколько пошатнул уверенность в правильности данной «рецептуры».
Но штука в том, что в 1910-е годы в мире не было Интернета и глобализации. Бедные негры в какой-нибудь африканской глуши не могли увидеть по телевизору, как живут богатые белые на сытом Западе. Арабские подростки не мечтали о недостижимых IPhone и IPad, которых у них никогда не будет по умолчанию. Может, именно потому, терроризм был в России и в Европе, но отсутствовал в третьем мире?
В этой связи, интересен, на мой взгляд, комментарий политолога Павла Святенкова для «Голоса России» http://rus.ruvr.ru/2…/63762731.html. «Большинство вызовов можно объединить в один и связать с темой глобализации, – говорит он. – Потому что совершенно очевидно, что мир становится более связанным пространством, чем был всего сто лет назад. В мире появляются целые классы и социальные группы, которые связывают себя не с конкретными государствами, а с технологиями, бизнесом и определенным уровнем свобод и благосостояния. И при этом большинство государств отстают от тех стандартов, которые навязывает глобальная элита, и они не могут дать своим народам того, чего они в данный момент хотят под воздействием рекламы или пропаганды».
Не случайно, отмечают российские СМИ, на следующий день после публикации «Глобальных рисков-2012» Владимир Путин на президиуме правительства РФ произнес речь, которая стала его первым программным предвыборным выступлением. И главная мысль этой речи сводилась к тому, что Россия являет собой противоположность бедствующим державам окружающего мира. Т.е. ей не грозят опасности, с которыми столкнулся остальной мир.
Конечно, с некоторыми бравурными тезисами речи Путина можно поспорить, но нельзя не отдать должное его советникам и райтерам. Они уловили главный тренд сезона: люди напуганы и нужно их уверить, что «мир гибнет, но у нас все хорошо». Тот, кто сумеет быть убедительным, одержит политическую победу.
Примечательно, что в Украине, в отличие от России, на сенсационный доклад «Глобальные риски-2012» почти не обратили внимание. Перерывая Интернет, я так и не нашла любопытных комментариев аналитиков по этому поводу. Может, они где-то и есть, но уже очень фрагментарно.
Гораздо больше сообщений о том, что Янукович и Ющенко в Давосе занимают один домик, и что визит нашего президента на форум связан с подписанием соглашения с Азербайджаном о поставках сжиженного природного газа на будущий СПГ-терминал. Чудная, конечно, новость, хотя на счет терминала бабушка еще надвое гадала: построят его к 2015 году за миллиард долларов или не построят. Нужен нам будет этот предварительный контракт с Азербайджаном или мы все-таки помиримся с Россией. Все это с одной стороны – злободневно, с другой – весьма призрачно, чтобы ломать дискуссионные копья.
На самом деле, если верить «давосским экспертам», глобальная проблема не в экономике, а в психологии. Именно с нее надо начинать любой власти, которая хочет добиться успеха. В противном случае, сколько бы сил она не тратила на нормализацию финансовой системы или развитие промышленности, отдачи не будет. Неудачи усиливают пессимизм, ком растет и рано или поздно эта куча негативных эмоций взрывается.
Прикол в том, что единственное звено технического прогресса, которое сейчас развивается, это коммуникации. Они же делают свое «черное дело», превращая человечество в крайне нетерпеливых индивидуумов. Российский экономист Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК по этому поводу очень разумно заметил: «Революции происходят не тогда, когда люди борются за выживание, а когда за спиной уже 30 лет стабильного развития, есть бедные и богатые, а общество еще не научилось быть терпеливым и развиваться эволюционно. Пример Египта перед глазами. У нас уже почти 20 лет идут процессы, нормальные для страны нашего уровня развития. Аналогичны и процессы расслоения доходов. В 1991 году доходы 10% «верхних» и 10% бедных различались в 4 раза. В 2000 году этот разрыв вырос до 14, а к 2008-му достиг 16. Затем стабилизировался, и при нормальном развитии событий он начнет заметно сокращаться лет через десять. Но их еще надо прожить без потрясений…».
Галина Акимова
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.