Пожалуй, нет ни одной другой нации, настолько сильно осведомленной о скором крушении своей денежной единицы, как украинцы. То, что гривня упадет — для большинства почти свершившийся факт. Вопрос лишь в высоте карниза.

Кто-то закладывается на 20%-ную девальвацию, кому-то кажется, что будет все 50%. А если прочитать прогнозы некоторых аналитиков, так вообще лучше устроиться на работу в обменный пункт, чтобы в случае чего тут же проконвертировать имеющуюся наличность.

Профессиональные прорицатели конца света даже могут позавидовать финансовым аналитикам. В лагере оптимистов, оставляющих хотя бы гипотетическую возможность сохранения нынешнего значения курса до конца года, почти никого не осталось, если не считать самого Нацбанка и представителей власти. Даже эксперты, предпочитающие давать весьма сдержанные прогнозы, не видят для гривни ничего хорошего. А если на стороне противника числовое преимущество, то, строго следуя военной тактике, необходимо брать хитростью и смекалкой. Оба качества у Нацбанка в избытке.

В недрах НБУ созрел «гениальный» план. Ведомство планирует внести некие изменения в законодательство, которые вводят уголовную ответственность за необоснованные прогнозы изменения курса. Мол, прежде чем давать свои оценки, эксперт должен предоставить расчет. В противном случае — повестка в суд.

Признаться, в такую инициативу верится с трудом. В том, что регулятор способен на многое, никто не сомневается. Он не раз доказывал свою изобретательность. Чего только стоит паспортный режим при покупке валюты или, например, мораторий на выдачу вкладов во время кризиса. Но чтобы таким способом устранять инакомыслящих? Тем не менее официально в НБУ эти слухи не опровергли. А значит, подобная идея, возможно в несколько ином варианте, все-таки обсуждалась. Тогда за гривню действительно становится страшно.

Если Нацбанк все-таки решится на информационную инквизицию, то о курсе можно будет говорить как о мертвом: либо хорошо, либо ничего. Аналитики исчезнут как класс. Кому нужны эксперты, всегда выдающие один и тот же результат? Когда-то во времена средневековья в Англии тоже не любили людей, неверно предсказывающих погоду. Собрался какой-нибудь шериф на охоту, а тут возьми, да и пойди дождь. Дабы ожидания стали реальнее и ничто не мешало планам высокопоставленных персон, англичане издали закон, согласно которому каждый, кто ошибся с прогнозом, отправлялся прямиком на дыбу. В итоге больше никто ничего не предсказывал.

Похожим способом с оракулами борются и сейчас на африканском континенте и в некоторых странах Азии. Учитывая близость экономических свобод, а также других социальных показателей, опыт можно перенять. В Иране тоже запрещено упоминать слово «доллар». Только придется начать с себя.

При всем уважении, прогнозы Нацбанка, основанные, естественно, на самой свежей статистике, прошедшей глубокий анализ многочисленных департаментов, не более чем способ манипуляции рыночными тенденциями. Грубо говоря, НБУ играет против рынка, но в случае неуправляемой ситуации он может очень быстро перейти на другую сторону.

Осенью 2008 года руководство Нацбанка постоянно заявляло о несокрушимости позиций гривни. Даже когда курс пересек отметку в 6 UAН/USD и всем стало понятно, что дело добром не кончится, первые лица регулятора упорно заверяли, что вот сейчас он чуть-чуть поднимется, а потом вернется на свою прежнюю позицию. Приводился железный аргумент: мол, посмотрите на наши золотовалютные резервы, достигавшие на тот момент исторического максимума. Правда, через несколько месяцев они едва не упали до минимума. Зато за это время кто-то сильно заработал на доверчивых украинцах, считавших, например, что на должности председателя НБУ не может находиться человек, для которого честность и порядочность — неликвидные активы. А в департаментах центробанка не могут находиться проФФесионалы, столь примитивно представляющие себе влияние мировых процессов на Украину, что в разгар кризиса в США и стремительно нарастающем дефиците платежного баланса в основы денежно-кредитной политики закладываются стабильные значения курса гривни.

Увы, верить Нацбанку — все равно что спрашивать в магазине: «А колбаса свежая?» Без доверия к НБУ не вернется уверенность в стабильность гривни. Вот если бы центробанк предложил закон, по которому его руководство садится на скамью подсудимых в том случае, если курс выйдет за рамки, указанные в основах денежно-кредитной политики, тогда другое дело. Только в этом случае место главного банкира быстро окажется вакантным. Поэтому валютные риски и высокие кабинеты у нас вещи несовместимые. А фото президента над креслом — лучший кредитно-дефолтный своп во всей мировой финансовой системе.

Дмитрий Гонгальский

 
 
 
НБУ: охота на предсказателей , 7.43 из 10 базируется на 83 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.