Чиновники ищут способы сохранения качества и плодородия украинских земель. После введения рынка велик риск, что новоявленные землевладельцы доведут отечественные черноземы до истощения интенсивным производством. Предполагается, что в случае ухудшения качества надела нерадивого бизнесмена заставят оплатить восстановительные работы. Бизнес опасается традиционной украинской проблемы, которая сопроводит нововведение,— коррупции, сообщают «Экономические Известия».
Накануне введения рынка земли правительство старается найти способы предотвратить нерациональное использование наделов и истощение черноземов со стороны новоявленных землевладельцев. Чиновники опасаются, что, получив возможность полноценно распоряжаться землей, бизнесмены доведут значительную часть наделов до деградации в стремлении к максимальным урожаям. В частности среди наиболее реальных потенциальных рисков они называют несоблюдение севосмен и излишнюю увлеченность техническими культурами, в первую очередь подсолнечником, который, как известно, истощает землю.
Чтобы избежать этого, чиновники предлагают ввести дополнительный документ, который будет отражать состояние земельного участка на момент оформления аренды/права собственности и в конце ее срока /перепродажи участка. В так называемом «сертификате качества» будет отражен агрохимический состав земли, который должен совпасть или измениться в сторону улучшения на момент окончания срока землепользования. Этот документ будет являться обязательным дополнением к документу о праве собственности на землю и договору аренды.
«Закон «О грунтах и их плодородии» поступил в Верховную Раду — он рамочный и обязательно должен предшествовать принятию закона о рынке земель, который парламент пока отложил»,— сказал Сергей Булыгин, академик-секретарь отделения земледелия Национальной академии аграрных наук.
По мнению экспертов, наладить такой контроль за землепользованием не составит труда и даже не потребует дополнительных затрат со стороны государства, поскольку необходимый аппарат и даже техническое обеспечение уже существуют.
Помимо итогового контроля состояния земли, предусмотрены и промежуточные — например, в случае выявления спутником резкого ухудшения состояния участка. «В этом случае на следующий же день должен приехать земельный инспектор и сказать: «Смыто столько-то гумуса, тонна гумуса стоит 200 долларов», или «Послезавтра компенсируешь — или забираем землю»,— говорит Сергей Булыгин. Под угрозой обязательных вложений в восстановление качества грунта арендаторы будут более ответственно подходить к землепользованию и севосменам, рассчитывают чиновники. В настоящее же время проконтролировать условия использования земли практически невозможно, особенно в случае краткосрочной аренды. Иногда истощение земли даже предусмотрено изначально, для того чтобы вывести участок из севооборота и неприкосновенного статуса «сельскохозяйственного».
Со своей стороны представители бизнеса отмечают, что государство, лишив компании возможности на протяжении 20 лет легально приобрести землю в свою собственность, этой неопределенностью само стимулировало такое нехозяйственное отношение к наделам. «Находись земля в собственности навсегда, а не на три года, например,— отношение было бы другим»,— отметил представитель одной из агрокомпаний.
При этом представители бизнеса декларируют, что как минимум последние несколько лет, когда каждый год может стать последним годом действия моратория, компании ответственно относятся к агропроизводству, поскольку рассчитывают получить обрабатываемые земли в собственность или долгосрочную аренду. «Что касается дополнительного контроля состояния земли — то это могло бы иметь положительный эффект, но в украинских реалиях велика вероятность, что это будет просто очередной инструмент для выколачивания денег»,— отмечает участник рынка.
Мария Бут
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.