———————————————————————

В июле звучало много громких заявлений участников металлоломного бизнеса страны относительно тревожной, по их мнению, ситуации с экспортом лома черных металлов. Руководители отраслевой ассоциации публично выразили недовольство по распределению соответствующей экспортной квоты. А под конец месяца появились сообщения о том, что Кабинет министров намерен ужесточить условия внешних поставок украинского металлолома.

Эксперты не исключают, что нынешняя «ломовая проблематика», помимо обыденной для нашей страны чиновничьей волокиты, во многом связана с желанием основных игроков металлургической отрасли Украины обеспечить себе некий запас количественной и ценовой прочности.

Квотное начало
Впервые обеспокоенность в связи с затрудненным экспортом лома черных металлов публично была высказана еще в мае, накануне очередного съезда Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет). В том месяце правительство приняло ключевое для отрасли постановление № 388, в котором зафиксировало предельный для 2012 размер экспорта металлолома из страны – 900 тыс. тонн.

Этот документ поначалу вызвал осторожную реакцию со стороны операторов отечественного рынка ломозаготовки и переработки. Участники майского съезда лишь высказали пожелания, чтобы указанная квота распределялась, прежде всего, между предприятиями-членами УАВтормет.

Вместе с тем уже тогда констатировалось, что в первые четыре месяца 2012 компании поставляли лом не внешние рынки на основании контрактов, зарегистрированных в Министерстве экономического развития и торговли Украины еще в прошлом году (всего за январь-апрель – 184 тыс. тонн). Причиной называлось то, что специальная комиссия при министерстве, к ведению которой было отнесено рассмотрение экспортных контрактов по металлолому, никак не могла собраться.

Впрочем, делегатов майского съезда УАВтормет обнадежили объявлением, что комиссия все же начала принимать к рассмотрению экспортные контракты. На том же мероприятии прозвучала и грандиозная, казалось бы, цифра предварительных заявок на поставки лома из Украины в 2012 году – свыше 2 млн тонн. Вся масштабность этого объема особо четко видна в сравнении с уровнем украинского экспорта лома за 2011, когда его из страны было вывезено чуть свыше 801 тыс. тонн. Да и первоначально согласованный с металлургами план по экспорту лома предполагал его суммарные внешние поставки в 2012 не более чем на все те же, квотные ныне, 900 тыс. тонн.

Надежды на корректную работу спецкомиссии при Минэкономразвития не оправдались. С начала лета ее заседания не раз переносились. А когда этот орган все же приступил к утверждению экспортных контрактов в рамках установленной Кабмином квоты, то смог распределить лишь поставки лома за рубеж применительно к объему в 440 тыс. тонн среди 30 компаний. В ходе этого непростого процесса выяснилось, что немалые и прежде экспортные пожелания металлоломных операторов выросли до фантастических «свыше 5,5 млн тонн». (Для понимания: в начале 2012 в согласованном с металлургами балансе весь объем украинской ломозаготовки по году планировался на уровне 8,417 млн тонн, из которых на внешние рынки предполагалось «отпустить» не более 11%). Как и то, что уже осуществленные поставки за рубеж по еще «прошлогодним контрактам» в первой половине 2012 превысили 300 тыс. тонн.

Оставшиеся объемы квотного экспорта собирались делить между операторами осенью. Но и проделанная комиссией летняя работа вызвала нарекания среди участников экспортных операций с ломом черных металлов. Во-первых, неудовлетворенность результатами распределения квоты выразили «три крупнейших оператора». По информации некоторых руководителей УАВтормет, эти компании хотели бы получить весь ее объем исключительно под себя. «На каком основании? Да просто потому, что они – крупные!» – иронизировал по этому поводу в комментариях для масс-медиа Валентин Макаренко, член наблюдательного совета Ассоциации.

Во-вторых, даже после утверждения экспортных контрактов-2012 компании, которым посчастливилось их завизировать в министерстве, все еще не располагали возможностью для отгрузки лома внешним потребителям. Экспорт тормозился на уровне (не)выдачи учетных карточек для участников внешнеэкономической деятельности. Такие проволочки вылились в то, что и по зарегистрированным контрактам поставлять украинский металлолом на внешние рынки операторы смогут не ранее осени текущего года.

Регуляторное продолжение
Накал ситуации с отечественным экспортом лома черных металлов выразился и в публичном обращении к первому замминистра Минэкономразвития страны Анатолию Максюте, которое обнародовал в последних числах июля глава УАВтормет, народный депутат Василий Гуреев. Помимо прочего, в его открытом письме упоминался тот факт, что в период спада в производстве стали металлургические предприятия страны осуществили одностороннее уменьшение цен на закупаемый лом, приостановив к тому же расчеты за него.

«Это привело к остановке многих ломоперерабатывающих предприятий. За 6 месяцев текущего года поставки металлолома на внутренний рынок уменьшились в сравнении с прошлым годом на 750 тыс. тонн», – указывается в обращении президента отраслевой ассоциации. И подчеркивается, что ускорение возможности экспорта металлолома несколько снивелирует указанные трудности. Одновременно с тем глава УАВтормет предложил свой подход к регулированию экспорта. Как предполагается, при наличии режима квотирования экспорта он в состоянии удовлетворить и крупнейших операторов отечественного рынка лома, и остальных его поставщиков на внешние рынки.

Вот что обрисовывает соответствующая схема: «Согласованный и предельный размер экспорта – это разные понятия. Если 900 тыс. тонн – это объем, который может быть экспортирован в 2012 и контролируется на таможне, то согласованный объем не регулируется действующим законодательством и является прерогативой рассмотрения на комиссии (при Минэкономразвития – прим. автора). Почти 12-летняя практика подтверждает, что ежегодно на комиссиях согласовывались объемы экспорта в 1,5-1,7 раза больше от фактически осуществляемого экспорта. Ведь рассмотрение контрактов в начале и конце года предоставляет различные возможности для экспортирования».

Неизвестно, сколь по душе пришелся в министерстве означенный вариант с «сытыми волками и целыми овцами»… Но в один день с означенным обращением появилась информация о том, что на рассмотрение Кабмина поступил проект изменений в существующий порядок документарного оформления внешнеэкономических операций с ломом черных металлов. При ознакомлении с коррективами стало ясно: новшества выписаны в пользу совсем не мелких игроков украинского металлоломного бизнеса.

В проекте изменений выделяются требования к компаниям-экспортерам лома в сфере численности трудового коллектива (не менее 50 человек) и уровня зарплаты (не ниже средней на предприятиях ГМК по итогам предыдущего года). Кроме того, коррективы выдвигают условие к потенциальным экспортерам о наличии не менее 50% объемов металлолома, заявленного к внешней поставке. Претенденты на экспорт также должны подтвердить, что располагают мощностями по переработке лома черных металлов. Среди запроектированных новшеств – и обязанность экспортеров представлять отчеты по финрезультатам деятельности и движению денежных средств.

С одной стороны, такие условия весьма поспособствуют детенизации металлоломного рынка с переводом основных ресурсных потоков на легально работающих средних и крупных операторов. По данным УАВтормет, на конец 2011 лицензиями на право осуществления операций с ломом черных металлов в Украине обладало порядка 1400 субъектов, что неоправданно много для отрасли.

С другой же – усложнение порядка осуществления экспортных операций прямо ведет к укрупнению в этом рыночном секторе страны. «Конечно, ввести ограничения, не допускающие появление фирм-однодневок в экспорте лома, необходимо. Но требовать от экспортеров наличия перерабатывающих мощностей или же «своих запасов лома» – чрезмерно. Де-факто это выглядит как прямое и необоснованное ограничение конкуренции», – утверждает Александр Макаров, аналитик горно-металлургических рынков.

По его словам, трейдинг – огромное направление бизнеса, зачастую не нуждающееся в собственном производстве или логистической базе. Одни из трейдинговых компаний вырастают в гигантов, другие обзаводятся производственными мощностями или инфраструктурой логистики, третьи со временем разоряются. Усложнение же деятельности для металлоломных торговцев, по мнению эксперта, приводит к увеличению рентабельности остающихся на рынке крупных игроков и, соответственно, к более низким ценам, по которым вынуждены сдавать лом первичные его заготовители.

Металлургический интерес?
Ужесточение требований к экспорту благоприятствует не только крупным игрокам украинского металлоломного бизнеса. За этим вполне могут стоять интересы металлургических предприятий страны. «В целом такая ситуация на руку отечественным метзаводам», – говорит А.Макаров. Хотя само по себе квотирование экспорта, по его мнению, несет потенциальную угрозу введения протекционистских мер против поставок стали из Украины: «Воспользоваться этой зацепкой может захотеть, например, Европейский союз».

«Ужесточение требований к процедуре экспорта лома выгодно, прежде всего, украинским металлургам, которые смогут покупать этот продукт внутри страны по более низким ценам», – высказывает схожую точку зрения и старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Дмитрий Ленда. И добавляет, что среди объективных предпосылок для ужесточения условий внешнеторговой деятельности с ломом можно назвать спад в металлургической отрасли: «Это вынуждает правительство искать пути поддержки отечественных метпредприятий».

Аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк также полагает, что планируемое усложнение порядка экспорта лома – в интересах метпредприятий Украины. Главную причину он усматривает в факторе дефицитности во внутреннем потреблении данного материала. «Однако кардинально проблему дефицита лома это пока не решает», – подчеркивает эксперт. По его данным, в последнее время отдельные метпредприятия вынужденно повышают закупочные цены на металлолом, чтобы накопить необходимые запасы сырья.

Нехватка лома собственной заготовки в Украине, рассказывает Р.Тополюк, обострится после ввода в эксплуатацию новых электросталеплавильных агрегатов, потребляющих данный материал в качестве основного технологического сырья. Речь идет о выходе на проектную мощность электросталеплавильного комплекса «Днепросталь» (на прошлой неделе предприятие было переименовано в «Интерпайп Сталь» – прим. автора), на котором продолжаются испытания. «Завершение строительства и запуск электропечи на «Донецкстали – МЗ» – взамен остановленного минувшей весной мартеновского производства – также приведет к росту потребности в ломе черных металлов на украинском рынке», – констатирует аналитик.

Чьи бы интересы не превалировали в нынешнем «экспортном ступоре», ясно одно. За десятилетия работы в условиях рынка украинская сфера заготовки и переработки лома черных металлов так и не вышла из своего подчиненного статуса в горно-металлургическом комплексе страны. Сколь-нибудь быстрое укрупнение здесь возможно лишь по направлениям и правилам, диктуемым металлургическими предприятиями Украины.

Последние же в своей «ломовой игре» должны надеяться на то, что прогнозы по осеннему оживлению внешних рынков стали оправдаются. Иначе блокируемый ныне экспорт лома вряд ли принесет какие-либо выгоды металлургам, в плане накопления его внутренних запасов по низким ценам. А вот подорвать перспективную заготовку этого вида металлургического сырья в Украине данная ситуация сможет вполне. С украинской дисциплиной платежей за поставленный на комбинаты лом именно поступления от его внешних продаж нередко и позволяют операторам данного рынка находить ресурс для пресловутого «своевременного обеспечения внутренней потребности».

Сергей Кукин

 
 
 
Против лома нашелся прием , 7.96 из 10 базируется на 74 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.