Темпы сокращения золотовалютных резервов НБУ замедлились. В феврале потери резервов оказались почти втрое меньше, чем в январе. Так за первый месяц года золотовалютные запасы Украины «похудели» более чем на 850 млн. долларов, тогда как в феврале — только на 300 млн. Но это — лишь тенденция первых двух месяцев текущего года. Если посмотреть на абсолютные цифры 2011-го и начала 2012-го, то картина выглядит не очень радужно. Так, за весь прошлый год резервы НБУ уменьшились более чем на 3 млрд. долларов, а с начала этого года — уже более чем на 1 млрд. долларов.

Подходя к критической черте
«По итогам февраля-марта 2012 года резервы НБУ могут быть уже 30 млрд., а критическим уровнем будет 25 млрд. долларов», — подчеркивает эксперт финансового рынка Эрик Найман. Достигнуть критического предела золотовалютные запасы Украины могут уже осенью. Но процесс их «таяния» желательно замедлить, ведь их объем не может быть меньше уровня, который позволяет финансировать три месяца критического импорта в случае полного отсутствия валютных поступлений, напоминают эксперты.

Допустимое ежемесячное «похудение» не должно превышать 300 млн. долларов, в худшем случае – 500 млн. Но есть еще один фактор, о котором говорят нечасто — в ликвидной форме сохраняется меньше половины золотовалютного запаса страны.

«В высоколиквидной форме, то есть в валюте на счетах и депозитах, НБУ имеет только 12 млрд. 546 млн. долларов, и 17млрд. 165 млн. — в форме ценных бумаг. Но мало кто знает, что именно это за бумаги. Не думаю, что это какие-то совсем плохие вложения, как, например, в «Lehman Brothers», но, очевидно, что ликвидность средств, вложенных в ценные бумаги, может быть ограничена. И многие из этих бумаг не так просто быстро продать в случае необходимости», — подчеркивает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.

Газовая составляющая
В феврале Нацбанку удалось немного сэкономить, то есть притормозить скорость уменьшения резервов, даже несмотря на выплату в 575 млн. долларов по обязательствам перед МВФ. Кроме того, расходы золотовалютного запаса в прошлом месяце были меньше, чем в январе, благодаря снижению интервенций на межбанк в 8 раз. А также благодаря… газу. Точнее благодаря уменьшению объемов его закупок в феврале, предполагают специалисты.

Так в конце 2011 года ежемесячно на проплаты за «голубое топливо» уходило по миллиарду долларов. Сейчас сумма вдвое меньше. «Посмотрите на счет текущих операций в 2011-ом. Его дефицит составил 9 млрд. 300 млн. долларов, а наш газовый счет составил 14 млрд. долларов. То есть если бы Украина вообще не покупала бы газ, то наш счет текущих операций вообще был бы позитивный — в районе 5 млрд. долларов. Это то, о чем часто говорят чиновники, когда обсуждаются показатели платежного баланса. Конечно, представить, что мы не покупаем газ, не возможно. Но как фактор, который иллюстрирует важность торговли газом и цены за газ для цифр счета текущих операций, и, конечно, для всего платежного баланса очень показателен. Это — главная составляющая», — подтверждает экономист инвестиционной компании Ирина Пионтковская.

Экономия резервов — стабильность гривны
Положительный счет текущих операций — одна из статей гарантированной экономии валютных резервов страны. Например, если Украина согласится на скидку по газу в 10%, которую не так давно предложила Россия, то даже при существующих объемах поставок газа, снижение дефицита торгового баланса составило бы 1% ВВП. То есть от 1,5 до 2 млрд. долларов. Эту сумму мог бы сэкономить НБУ, что принципиально для курса гривны. Ведь исходя из приближающегося критического уровня резервов, возможности Нацбанка по регулированию курса на сегодня ограничены довольно скромными цифрами. «Национальный банк может смело потратить на укрепление валютного рынка не больше чем 2-3 млрд. долларов. Но именно нарастающее отрицательное сальдо торгового счета может привести к девальвационным последствиям, когда курс будет корректироваться. Или сам или по административно», — считает директор аналитического департамента рейтингового агентства Виктор Шулык.

Эксперты в один голос утверждают, что золотовалютных резервов НБУ пока достаточно. Кроме того, Нацбанк все-еще рассчитывает на приток валюты от проведения Евро-2012, изменение позиции МВФ в предоставлении очередного транша, а также на рост ВВП страны. Помимо газа, это те дополнительные составляющие, которые влияют на счет текущих операций и финансовый счет платежного баланса, а значит, и на возможность корректировать и удерживать курс национальной валюты. «Думаю, что курс в 2012 году на уровне 8.0 удастся держать. Ведь могут появиться дополнительные стабилизирующие факторы, связанные с возобновлением сотрудничества с МВФ. Или, как вариант, переход МВФ к новой программе сотрудничества — расширенного финансирования ИФФ. Также может появиться дополнительный стабилизирующий фактор, связанный с договоренностью с российскими банками. Все это — приток валютного ресурса по финансовому счету, который перекрывает негативный результат счета торгового», — отмечает заместитель директора рейтингового агентства Виталий Шапран.

Вера и недоверие к НБУ
В стабильности курса гривны все время уверяет и Национальный банк Украины. Но чем больше и чаще НБУ об этом говорит, тем больше это настораживает рядовых граждан. Особенно усиливается недоверие населения на фоне противоречивых комментариев многих экспертов, которые все время возвращаются в своих оценках к еще незабытому опыту 2008 года. «В течение 5-6 лет у нас была одна новость — курс Национального банка стабилен — 5,05 за доллар. Похожая ситуация у нас сохраняется и сегодня (отличается только значение курса). И многих людей это, если не пугает, то настораживает. Потому что если курс удерживается искусственно, как это было ранее, (а вы не забывайте, что всех процессов население не понимает), то люди начинают бояться взрыва», — считает председатель правления коммерческого банка Александр Морозов.

«Сегодня доминируют девальвационные ожидания. Вся экономика понимает, что девальвация опирается на негативное состояние платежного баланса, счета текущих операций и другие факторы. Для этого есть все предпосылки, и они очень развивались в 2011 году», — дополняет Виктор Суслов. По словам экспертов, курс 8 гривен за доллар – сегодня еще с натяжкой можно назвать реальным, потому что НБУ прилагает для этого максимум усилий. Например, применяет политику ресурсного голода. Гривны в системе мало, а без гривны и курсу доллара не на чем расти. Другое дело — долгосрочная перспектива (год-полтора). Иностранцы уже сейчас страхуют свои риски по гривне с перспективой на год. И сегодня на международных рынках гривна котируется на 18% выше текущего курса национальной валюты. И хотя на мировых площадках — большая составляющая спекуляций, почему-то худший вариант выглядит более реалистично. Особенно если смотреть на то, как тают золотовалютные резервы НБУ.

Виктория Бойко

 
 
 
Резервы Нацбанка стремятся к критическому минимуму , 7.03 из 10 базируется на 72 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.