В начале августа появилась возможность подвести промежуточный итог эксперимента по внедрению плавающей ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Основной итог проекта, призванного защитить потребителей от увеличения топливных расходов, привел к тому, что последние дополнительно заплатили государству почти полмиллиарда гривен. Видимо, такие результаты эксперимента настолько вдохновили чиновников, что повышенный налоговый пресс на потребителя могут сделать обыденным.

По иронии судьбы, главная идея введения дифференцированной ставки топливного акциза — защита потребителя от высоких цен на топливо — на деле обернулась прямо противоположным результатом, а именно: его «защитой» от низких цен. В связи с падением цен на нефть в конце июня до уровня 90 долл./барр. акциз на бензин, согласно прописанной в законе формуле, в первой декаде июля 2012 года вырос до максимальных 283,9 евро/т, или почти в полтора раза по отношению к базовой ставке, прописанной в законе о госбюджете на текущий год (198 евро/т).

В пересчете на более понятный эквивалент в розничных ценах это означает, что налоговая составляющая выросла на 85 коп./л.

Учитывая, что к июню средняя стоимость бензина А-95 на АЗС установилась на уровне 10,82 грн./л, можно утверждать следующее: если бы не плавающий акциз, цена на наиболее популярную марку была бы ниже 10 грн./л. По дизелю «переплата» оказалась меньше — около 20 коп./л (средняя цена второй месяц удерживается на отметке 9,71 грн./л).

По мере роста нефтяных котировок в июле акциз снизился, в начале августа вплотную приблизившись к базовым (см. рис.).

По расчетам «Консалтинговой группы А-95», за полтора месяца действия повышенных ставок акцизного сбора на бензин и дизельное топливо потребители дополнительно заплатили около 465 млн. грн. акциза (погрешность в размере до 5% может объясняться лишь разными оценками объема потребления нефтепродуктов). Так что правительство результатами эксперимента должно быть довольно.

Определенный «обман зрения» позволил спокойно перенести рекордную налоговую нагрузку и потребителю. Визуально цены на бензин на колонках снизились с апрельских 11,30—11,65 до 10, 65—10,99 грн./л. Другое дело, что реально они могли бы «занырнуть» и под «червонец».

По отрывочным заявлениям чиновников можно сделать вывод, что в Кабмине таким поведением потребителей топлива приятно удивлены и даже воодушевлены. Посудите сами, если раньше акциз повышали на 20—30 евро/т, опасаясь недовольства населения ростом цен, то в июле он был выше базовой ставки на 85 евро/т. Невероятно, но «пипл схавал»! Никто не шумит, цены стабильные. Значит, могут платить! В парламент уже поступил законопроект о новом повышении акцизного сбора со следующего года.

Возрадовался и министр экономразвития Петр Порошенко, заявивший в июне: «Пока наблюдается резкое снижение цен на нефть на мировых рынках и нет соответствующей коррекции цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, я собираю аргументы для того, чтобы защитить наши НПЗ, вернуться к пошлинам на готовые нефтепродукты». Но, во-первых, какая могла быть коррекция на внутреннем рынке, если государство повышало акцизный налог пропорционально падению цен на нефть? Во-вторых, как быть сегодня, когда за последние пять недель цена на разные сорта нефти выросла в среднем более чем на 20% — до 105—108 долл./барр.? С учетом пошлины, которую просят переработчики — 100 евро/т или
1 грн./л, при нынешней цене нефти стоимость А-95 на колонках вырастет до 12 грн./л. А если будут мартовские 125 долл./барр.? Будем платить уже вполне европейские 1,3—1,4 евро за литр?

Есть ощущение, что у некоторых чиновников Кабмина пропала связь с реальностью. Не есть успехом сохранение нынешних цен на бензин до 11 грн./л, не соответствует такая цена доходам населения и состоянию экономики. В Норвегии, где бензин один из самых дорогих в Европе, на одну среднюю зарплату можно купить 3000 литров, в Австрии — 2800 л. В данном рейтинге, составленном российским Центром экономических исследований «РИА-Аналитика», Украина занимает последнюю строчку с показателем 211 литров. Даже если увеличить этот показатель вдвое, место Украины в рейтинге это сильно не изменит.

Не исключено, что чиновников вводит в заблуждение статистика потребления моторных топлив, которая пока не вскрывает усталости потребителя от возросших в этом году цен на топливо. Однако эти цифры также могут не отражать всей картины, так как в первом полугодии страна готовилась к еврочемпионату, на что, к слову, указывает рост потребления ДТ в промышленном секторе (+12% по отношению к аналогичному периоду 2011 года). Скорее всего, исчезновение «футбольного» фактора начнет проявляться в статистике по потреблению уже в ближайшие месяцы.

Подходы к вопросу регулирования топливного рынка должны начинаться с интересов потребителя, который остается крайне чувствительным к цене и все более требовательным к качеству. Все это требует глубокого изучения ретроспективы и детального прогнозирования возможных изменений рынка. Результат поспешного принятия решений и разработки законопроектов «на колене» сполна проиллюстрирован на примере плавающего акциза. Изрядно подуставший от высоких топливных цен потребитель поддержал государство на полмиллиарда гривен за полтора месяца. В ответ потребитель по факту имеет низкое качество топлива на АЗС из-за отсутствия госконтроля (по расчетам А-95, для этого необходимо целых 100 млн. грн. в год) и перспективу дальнейшего повышения налогов. А что, как показала практика, могут же платить больше!

Комментарии

Ведущий специалист по ценам сети АЗС Shell Александр Слободяник:

— Документ об акцизе был необходим рынку, поскольку в автоматическом режиме позволял бы стабилизировать ценовую ситуацию и защищал бы рынок от резких перепадов внешних факторов, таких как высокая цена на нефть. Но на
практике действие закона показало, что инструмент требует совершенствования. Акциз позволяет надеяться на снижение цен только при достаточно высоких котировках на нефть (от 125 долл./барр.). В остальных случаях он фиксирует цену или, как показала практика, может остановить динамику снижения. В этой связи норма требует доработки в плоскости баланса наполнения государственного бюджета Украины и защиты украинского рынка топлива от ценовой турбулентности нефти на внешних рынках.

Президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук:

— Главный итог эксперимента с плавающим акцизом: потребителю не стоит рассчитывать на падение цен ниже средних по стране 10,80 грн./л (диапазон 10,60—10,99). Завидное и долгожданное снижение мировых котировок нефти до уровня 90 долл./барр. больше других почувствовало государство, ведь на пике снижения акциз вырос почти в полтора раза — до 283 евро/т (базовая ставка — 198 евро/т).

Вопросов остается много: почему акциз на бензин и ДТ устанавливают, исходя из среднего значения котировок нефти марки Brent (?!) за прошлую декаду месяца, в то время как на рынок поступают нефтепродукты, полученные из нефти, купленной по котировкам как минимум месяцем ранее? Совершенно непонятно, почему используют котировки на нефть марки Brent, если нефть этой марки в Украину не поступала никогда и поступать в обозримом будущем не будет.

Лишен логики и сам коридор действия базовой ставки акциза, ограниченный пределом котировок 105—125 долл./барр., если известно, что за все предыдущие годы верхний предел средних котировок не превышал 120 долл./барр., а нижние значения котировок на нефть были существенно меньше 105 долл./барр.
Таким образом, закон работает только на повышение розничных цен на нефтепродукты (за счет увеличения ставок акциза при снижении мировых цен), а не на понижение, как было анонсировано его авторами. Закон далек от совершенства и требует существенной корректировки.

Сергей Куюн

 
 
 
Рынок топлива: налог на дешевизну , 9.42 из 10 базируется на 97 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.