Эксклюзив газеты «Дело»

Постройка терминала для сжиженного газа обещает Украине газовую независимость от России. Но, как и любое другое решение, этот меч может оказаться обоюдоострым как для государства, так и для украинских граждан.

В среду Кабинет Министров Украины утвердил технико-экономическое обоснование для постройки терминала для поставок сжиженного природного газа в Одессе. Более того, несмотря на то, что конкурс на лучший инвестиционный проект еще не оглашен, компании, по словам главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислава Каськива, уже выстраиваются в очередь на постройку терминала. Учитывая, что инвестиции будут частными, компаниям-вкладчикам необходимо будет «отбить» стоимость постройки. Так как основным закупщиком газа через терминал значится НАК «Нафтогаз Украины», возвращение средств, вероятно, будет совершаться посредством повышения тарифов на газообеспечение как для компаний-потребителей, так и для рядовых граждан.

Логично предположить, что после принятия этого решения и без того непростые отношения нашего государства и российского «Газпрома» могут снова усложниться, что повлечет за собой повышение цены на и без того недешевый российский газ. Вопрос в том, кто в конечном итоге выиграет больше: Украина от диверсификации поставок и эфемерной независимости от поставок газа из РФ, граждане, которым, вероятно, придется пережить подъем цен на коммунальные услуги, или частные инвесторы, которые пока идут на конкурс без каких либо гарантий со стороны государства?

«Конечно, попытки Украины диверсифицировать поставки газа вряд ли будут восприняты «Газпромом» с оптимизмом, хотя утверждение ТЭО — это еще только начало пути», — считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

По его мнению, сама постройка СПГ-терминала вряд ли повлияет на позиции «Газпрома» в Европе, так же как и газопроводы т. н. «южного газового коридора» (TANAP, NABUCCO) для поставок газа из каспийского региона. Марунич считает, что «Газпром» имеет несколько вариантов выхода из положения — скорее, он закончит строительство Нордстрима и начнет реализацию проекта Саузстрим, чем потеряет капитал благодаря этим решениям.

Аналитик утверждает, что через терминал Украина может получать только незначительные объемы газа (до 5 млрд. куб. м в год), что не позволяет всерьез говорить о достижении независимости от российской трубы. «Для того, чтобы иметь серьезные козыри во время переговоров о поставках газа, нужно активно развивать все возможные альтернативы — собственную добычу, добычу нетрадиционного газа, возможные реверсные поставки из стран Европы, — терминал может быть только одним из элементов этой системы, и то довольно дорогим», — говорит Марунич.

Старший аналитик Dragon Capital Денис Саква также считает, что немедленного изменения отношений с «Газпромом» ожидать вряд ли стоит. «Окончание первой очереди строительства ожидается не ранее 2016 года, а, значит, снижение закупок газа будет не раньше 2017 г., а выход на полную мощность — в 2018 г., что уже близко к срокам завершения действия контракта 2009 года», — говорит Саква.

Для экспертов одним из главных вопросов относительно проекта терминала для поставок сжиженного газа в Украину остается его финансирование. По словам Каськива, доля государства в акционерном капитале СПГ-терминала составит 25%, при этом финансирование со стороны Украины составит всего 7,5%, которые будут привлечены в виде займа под государственные гарантии. Вопрос же об инвестировании со стороны частных компаний остается открытым.

Саква пока не видит прозрачной политики государства по отношению к частному инвестору. «С финансированием проекта пока не все понятно. Если государство даст гарантии на все 70% стоимости проекта, который будет финансироваться за счет заемных средств, то доля государства должна быть больше, а не пропорциональна доле собственного капитала вкладчиков», — говорит эксперт. Также он придерживается мнения, что часть денег на проект, полученная через платежи украинских граждан, должна считаться частью государственных вложений в терминал. «Кроме того, за счет потребителей (через тарифы Укртрансгаза) будет профинансировано строительство подводных газопроводов, — эта часть также должна учитываться, как вклад государства в проект», — говорит старший аналитик Dragon Capital.

Дмитрий Марунич же видит ситуацию иначе. По его мнению, государство не в состоянии профинансировать этот проект, и должно найти инвестора для финансирования большей части постройки. «Но будет очень сложно убедить инвестора, что нужно вкладывать деньги в этот проект без реальных гарантий того, что они будут возвращены. За счет чего собираются возвращать инвестиции? Вероятно, высокого тарифа газификации. Кроме влияния на цену для потребителя, такой тариф может повлиять на привлекательность самого транспортного маршрута», — говорит директор Института энергетических исследований. Однако он акцентирует внимание, что не только постройка самого терминала, а и организация инфраструктуры для транспорта газа потребует от Украины немалых вложений. «Необходимо будет еще провести ряд других действий — постройку газопровода, дноуглубительные работы, обустройство береговой линии, которые потребуют от государства вложений еще порядка 2 млрд грн», — резюмирует эксперт.

В то же время, для покрытия нужд населения, Украине пока хватает собственного добытого газа, что позволяет говорить о минимальном влиянии стоимости строительства СПГ-терминала на поставки «голубого топлива» гражданам. Однако остается еще фактор цены, которую выставит «Газпром» на следующий год, и не последнее влияние в этом вопросе может оказать результат выборов в Верховную Раду, которые пройдут этой осенью. С одной стороны, правительство с Николаем Азаровым во главе обещает не допустить повышения ставки оплаты «Газпрому», с другой — какой будет реакция властей РФ на гипотетическую смену власти, предсказать довольно сложно.

Однако эксперт по энергетическим вопросам Михаил Гончар считает, что в этом вопросе куда более важным фактором повышения цены на газ для населения будут отношения Украины с Международным валютным фондом. Ведь для МВФ важно видеть, во что они вкладывают свои деньги и как они могут возвратиться. Поэтому, по мнению эксперта, стоит ожидать постепенного выравнивания рыночных цен на газ внутри государства, что спровоцирует скачок цен для украинцев.

Что касается европейского рынка, эксперты считают, что влияние проекта терминала будет на него минимальным. «Снижение спроса на российский газ со стороны Украины, возможно, подвигнет «Газпром» к сокращению разрыва между европейским спотовым рынком и рынком долгосрочных контрактов», — резюмирует Денис Саква.

 
 
 
СПГ-терминал для Украины: чем ответит «Газпром»? , 9.3 из 10 базируется на 72 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.