Минфин блокирует предоставление предприятиям статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО), из-за чего они не могут получить преференции для прохождения таможенного контроля и оформления грузов. В министерстве хотят, чтобы статус УЭО предоставлялся лишь в пределах Украины, в то время как Гостаможня настаивает на том, чтобы украинских операторов признавали в ЕС. Представители бизнеса отмечают, что льгот не ждут, а новый статус даст лишь имиджевый бонус, сообщает «КоммерсантЪ-Украина».
В распоряжении «Ъ» оказалась последняя версия проекта приказа Минфина об утверждении порядка и критериев оценки компаний для получения статуса уполномоченного экономического оператора. Создание института УЭО предусмотрено действующим с 1 июня Таможенным кодексом. По данным «Ъ», обнародованный на сайте Минфина документ был отозван министерством для доработки, в частности правительство не устраивала форма анкеты, которую предприятия должны заполнить для получения статуса, а также количество вопросов в ней. Последняя ее редакция от предложенной ранее отличается незначительно. Представитель бизнеса, претендующего на получение сертификата УЭО, должен ответить на семь вопросов с огромным количеством подпунктов — от названия компании, перечня ее акционеров, видов деятельности и объемов операций до данных о компьютерных системах, использующихся для ведения учета, о системе внутреннего контроля и безопасности, о кадровой политике в рамках обеспечения честности персонала.
По словам директора департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергея Семки, перечень вопросов скопирован с анкет европейских компаний. «Мы взяли документ, который унифицирован для 27 стран ЕС. Поэтому при разработке нашей анкеты мы предлагаем учитывать рекомендации ЕС с целью возможного использования нашего сертификата у них»,— отмечает господин Семка. Согласно Таможенному кодексу, предприятие со статусом УЭО получает ряд преференций по таможенному оформлению и прохождению контроля. Оно должно соответствовать шести условиям, в частности осуществлять внешнеэкономическую деятельность в течение не менее трех лет и не иметь задолженности по таможенным платежам. Фактически, институт УЭО пришел на смену «белым» и «зеленым» спискам.
Европейский подход к получению статуса УЭО не устроил Минфин, который настаивает на упрощении анкет и предоставлении сертификата только в пределах Украины, чтобы в дальнейшем привести порядок оценивания к европейским нормам, сообщили в Гостаможне. По словам сопредседателя таможенного комитета «Европейской бизнес ассоциации» Дениса Шендрика, их компании разошлись во мнениях по вопросу получения статуса и преференций. «Многие сказали, что готовы работать с анкетой, другие отказались. Таможня хотела, как в ЕС, но вряд ли компании готовы настолько раскрывать информацию»,— сетует он.
Генеральный директор Ассоциации бытовой техники и электроники Олег Иванов предполагает, что статус оператора получат лишь крупные компании с большим экспортно-импортным оборотом. «Не более 100 компаний. В странах ЕС их также немного. Это, например, импортеры, которые работают с рынками США и Китая»,— уточняет он. В Гостаможне рассчитывают, что порядка 300-400 компаний получат статус УЭО. В корпорации «Рошен», по словам заместителя генерального директора Константина Мая, детально вопрос получения нового статуса не рассматривали. Наличие их предприятия с конца 2009 года в «белом» списке Гостаможни значительного упрощения не дало. «Собственно, украинский импортер у нас один — «Нико-Украина» (Mitsubishi), все остальные — иностранные представительства. Они готовы работать по европейским правилам»,— отмечает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Руководитель отдела логистики и закупок в Украине компании Rehau Ирина Вуколова говорит, что их материнская компания в Германии имеет такой сертификат, поэтому получение статуса УЭО — это скорее имиджевое событие. «Особой необходимости в статусе нет. Мы подключены к международной системе Atlas, где в режиме онлайн таможня видит наши грузы и их передвижение. Мы проходим по вопросам анкеты, и статус нам, например, дает сокращение количества проверок. Но полной неприкосновенности у наших компаний нет»,— резюмирует госпожа Вуколова.
Наталья Непряхина
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.