Температурная кривая отношений между Украиной и МВФ почти совпадает с таковой между Украиной и ЕС. Жесткой резолюции ПАСЕ и сложному восприятию украинской делегации на форуме в Давосе предшествовала неудачная попытка Кабмина возобновить сотрудничество с МВФ. Однако в правительстве предпочитают не смешивать деньги и большую политику. Более того, вице-премьер Сергей Тигипко заявил о вероятном продолжении переговоров. Откуда оптимизм? Возможно, в Кабмине придумали для МВФ интересное предложение. Вот только будет ли оно действительно интересным для фонда? К тому же, в Кабмине соперничают две группы по интересам: одна старается наладить отношения с МВФ, другая выступает против.
Формально главным камнем преткновения стали тарифы на газ для населения. Пописывая в 2010 меморандум о сотрудничестве, правительство надеялось на перезаключение контрактов с «Газпромом» с более приемлемой для Украины ценой. В таком случае, пенсионная реформа (эффективность коей исчислялась самим Тигипко в 5 млрд грн за пять лет) и рост тарифов потеряли бы актуальность, а новые соглашения с МВФ предусматривали бы другие меры.
Однако сценарий сорвался: РФ продолжает настаивать на контрактах 2009 года, заключенных Юлией Тимошенко. Показательна и неудача с азербайджанским газом. Пункт о повышении тарифов на газ для населения превратился в один из основных факторов, обретя, помимо экономического, еще и политический аспект — такой шаг неминуемо потянет за собой рост цен на потребрынке и пересмотр тарифов на ЖКУ, что негативно скажется на рейтинге Партии регионов, поставив под угрозу ее перспективы на парламентских выборов осенью. В МВФ не могут не понимать этого, и все же продолжают настаивать.
26 января представитель департамента внешних коммуникаций МВФ Девид Хоули заявил, что техническое сотрудничество продолжается. Но он не стал даже предполагать, какими будут следующие шаги хотя бы в таком формате сотрудничества. Следовательно, шагов пока не будет. Очевидно, что высокие цены на газ нанесли сокрушительный удар по кредитоспособности Украины.
Все в долгах, а мы в выборах
Основания рассуждать именно у так у МВФ есть. Сумма внешнего долга Украины приближается к критическим показателям: в 2012 придется заплатить $3,719 млрд. На сентябрь 2011 объем долгов Украины МВФ составлял 27,2% от ВВП. Для сравнения, золотовалютные резервы НБУ по состоянию на 1 января 2012 составляли $31,79 млрд. Если посчитать совокупный долг (внутренние и внешние долги, долги по выплатам зарплат и пенсий, соцвыплатам), то сумма может и превысить ожидаемый ВВП Украины в 2012 в размере $187 млрд. Пока же внешний долг в 2012 оценивается в $50 млрд. То есть, почти вдвое больше резервов НБУ. До сих пор Украина вовремя погашала кредит, но тот факт, что пик выплат придется на 2013 ($3,77 млрд) усиливает значимость политической составляющей.
Первые признаки недостатка средств в Украине наблюдались еще осенью 2011. Помимо рекордного за 5 лет минимального остатка на корреспондентских счетах банков (29 сентября 2011 – 12 млрд грн), это и стремление правительства сократить выплаты по льготам, вызвавшие вспышки недовольства. Попытки Кабмина сократить финансирование соцвыплат потерпели неудачу: Президент Виктор Янукович потребовал переписать принятый Радой и подписанный им же госбюджет-2012 с уклоном в «социальную справедливость». Тигипко пробовал разобраться с выплатами матерям-одиночкам, но законопроект отозвали. Преимущество правительства – решение Конституционного суда, по сути, повторяющее спорное положение законопроекта 9127, против которого и взбунтовались «чернобыльцы» с «афганцами», — финансирование льгот по возможностям бюджета.
Однако это завоевание сейчас практически ничего не стоит: в предвыборный год опасно секвестировать социальные льготы. А на другом в Украине экономить не привыкли.
Между тем, именно экономии ожидает МВФ от Украины. Слишком свежа и остра история с мотовкой-Грецией, поставившей под угрозу существование еврозоны. Проблема в том, что по отношению к Украине все чаще проявляется политический мотив. В МВФ не могут не понимать, какой рикошет может быть от сворачивания соцвыплат: европейские протесты тому доказательство. Кроме того, в Давосе директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила о необходимости разработки индивидуальных антикризисных программ под каждую страну. Для Украины это тем более актуально, но почему-то в Фонде предпочитают обходит этот момент молчанием.
Значит, игра МВФ в Украине не сводится к «вытряхиванию вложенных денег», как то привычно для кредиторов.
Правительство списали со счетов?
Форум в Давосе стал неплохим индикатором рейтинга Украины как страны для инвествложений. Мягко говоря, слабый отклик на реформаторство.
Первая серьезная в 2012 году ротация в Кабмине наверняка должна была стать отправной точкой возобновления сотрудничества Украины с МВФ. Новый министр финансов Валерий Хорошковский сделал бы хорошую заявку на премьерство, привези он деньги МВФ.
Тут стоит вспомнить, что между отставкой Федора Ярошенко и назначением Хорошковского прошло несколько часов, в течение которых Президент наверняка рассматривал варианты. В эти часы нынешний министр финансов предложил главе государства оптимальную схему наполнения госбюджета, чтобы сделать его «справедливым», то есть, расширить доходы и расходы без увеличения дефицита. Тут стоит заметить, что в связи с отставкой Ярошенко ожидался и уход Николая Азарова, но тот «взял паузу».
Если предположить, что основой наполнения госбюджета по Хорошковскому был транш МВФ, то становится понятно, почему делегацию возглавил сначала первый вице-премьер Андрей Клюев, а затем в переговоры вступил лично премьер-министр. Перехватывая инициативу, премьер ослаблял позиции нового министра финансов, а значит – сохранял контроль за «денежным мешком».
Неудача в переговорах с МВФ свидетельствует о том, что в фонде пока не определились, с кем сотрудничать. С одной стороны, Азаров публично высказывался на манер «нам транш не нужен», с другой, позиции Хорошковского как потенциального премьера на сегодня весьма условны. Показательно, что к процессу подключился Тигипко, известный своими социальными экспериментами и также — один из претендентов на премьерство. Очевидно, получение транша означает и премьерство в виде бонуса. И если в МВФ сознательно берут паузу на неопределенный срок, не исключено, активные отношения возобновятся только после парламентских выборов. В таком случае, новый премьер помог бы властной команде компенсировать убытки от кампании – или стать новой, компромиссной фигурой. С учетом предстоящих президентских выборов и стратегичности поста премьера, усиление позиций МВФ в правительстве позволит вести свою игру. Возможно, МВФ и не против отыграться в Украине после неудачи в Греции.
Украина отдаст Евро-2012 за долги
Если, конечно, украинское правительство не предложит МВФ убедительную программу экономии. Что это могут быть за предложения, остается разве что гадать: Кабмин сосредоточился исключительно на борьбе с морозами. Однако диалог с МВФ продолжается.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что новый вариант госбюджета пишется в Минфине при активном участии представителя фонда в Украине Макса Альера. Хорошковский заявил, что этот документ составляется по пессимистическому сценарию, главным образом, из-за нехватки кредитов. Но конкретно для него сценарий – только не бюджетный, а карьерный – выглядит весьма оптимистично. Пока Азаров заявляет о снижении тарифов на ЖКУ, министр финансов предпринимает попытку уйти из-под премьерского влияния и проводить свою политику. Это значит, в соревновании за премьерство между Азаровым и Хорошковским счет «1:1″, а у Тигипко Хорошковский выигрывает со счетом «1:0″.
Таким образом, побеждает идея уступок МВФ. С учетом нынешнего силового расклада в Кабмине, Хорошковский может заявить, что альтернативы повышению тарифов на газ для населения нет. Не исключено, «поджаты» будут другие статьи и нагрузка на бюджет от высоких цен на газ будет компенсирована. Пробные забросы насчет соцвыплат показали, что к льготникам следует подходить системно. По крайней мере, законные основания для замораживания выплат есть. Кроме этого, МВФ будет настаивать на жестком соблюдении графика погашения долгов. Скорее всего на уплату по траншам уйдут прибыли от Евро-2012.
Правда, Азаров продолжает заявлять, что МВФ к Украине несправедлив: Греции долги списал, а нам – нет. Однако дефолт Греции опасен для ЕС, а дефолт Украины грозит только самому МВФ, да и то невыплатами.
Итак, в Кабмине соперничают две группы по интересам: одна старается наладить отношения с МВФ, другая выступает против. Новая волна кризиса в еврозоне добавляет пикантности этому процессу. Если победят «мвфовцы», им придется «прятать» секвестры, скорее всего, в непрямом росте тарифов на ЖКУ, потому что на сегодня это один из немногих источников гарантированных и постоянных денежных поступлений (особенно с учетом припрятанных населением $60 млрд). На днях министр ЖКХ Александр Близнюк уже дал понять, что государство не должно тратиться на содержание приватизированного жилого фонда. Для успокоения настроений, в новом бюджете будет сокращено финансирование госучреждений (что выльется в сокращения штатов), а также отображены нормы в рамках «борьбы с роскошью»: новый налог на богатство и пенсионные взыскания с отчислений в офшоры. С учетом того, что за 2011 расходы домохозяйств, в частности, на пропитание, возросли на 14%.
Внутренние финансовые ресурсы действительно есть: это экономическая «тень» и отчисления «заробитчан», оцениваемые совокупно примерно в $40-50 млрд. (без сбережений «на руках» и в депозитах). Да и МВФ не столь уж принципиально, отдаст Украина долги сейчас или попросит отсрочку. Скорее всего, идет политическая игра на фоне ожидаемого кризиса еврозоны и серьезного охлаждения отношений между Украиной и ЕС. Более половины украинского экспорта – это еврозона, и при проблемах там неизбежны сокращения экспортных поступлений здесь. Как ни странно, такой расклад выгоден МВФ в его расширении влияния в восточно-европейском регионе, и фонд (а также те, кто за ним стоит) попытается извлечь максимум выгоды из создавшегося положения. Деньги здесь, конечно, вторичны.
Наталья Серая
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.