Акционеры газопровода «Южный поток» определили детали проекта: сначала будет построена северная ветка сухопутной части газопровода до Австрии и только потом – южная ветка на юг Италии. О таком плане заявил в минувшую пятницу глава итальянской компании Eni Паоло Скарони. Российские власти готовы начать строительство с опережением графика уже в 2012 году. Однако наблюдатели предупреждают, что окупаемость проекта – под большим вопросом. Тем более что предварительная смета строительства может значительно вырасти и перевалить за 30 млрд. евро.
«Мы договорились, что ветка на юг Италии будет реализована после завершения строительства первой сухопутной ветки до Австрии», – сказал глава итальянской компании Eni Паоло Скарони. – Этот вопрос в компетенции «Газпрома» и стран-транзитеров».
Тут полезно вспомнить историю проекта. «Южный поток (ЮП)» реализуется в целях диверсификации маршрутов поставок природного газа европейским потребителям. В третьем квартале 2011 года была завершена разработка его сводного технико-экономического обоснования (ТЭО), объединившего в себе ТЭО морского участка и ТЭО участков, проходящих по территории стран Южной и Центральной Европы.
После долгих переговоров Турция 28 декабря 2011 года выдала России окончательное разрешение на прокладку ЮП в своих водах, сняв последнее препятствие на пути этого проекта.
После этого премьер-министр Владимир Путин 30 декабря поручил «Газпрому» ускорить начало реализации проекта, приступив к его строительству не в 2013-м, а уже в 2012 году. «Газпром» оперативно подготовил новый график строительства, которое начнется в декабре 2012 года. В свою очередь, президент Дмитрий Медведев поручил строить ЮП в максимальном варианте – с пропускной способностью в 63 млрд. куб. м в год. Ввод первой очереди запланирован на конец 2015 года, а выход на полную мощность – на 2018 год.
Согласно материалам, опубликованным на сайте «Газпрома», сегодня рассматривается пять вариантов прокладки трубы: Россия–Болгария–Сербия–Венгрия–Австрия; Россия–Болгария–Сербия–Венгрия–Словения; Болгария–Греция–Италия; а также вариант, включающий все перечисленные ответвления. Дополнительно рассматривается маршрут Россия–Румыния–Сербия и отвод на Хорватию из Сербии.
Между тем в условиях нестабильности мировых цен экономическая состоятельность проекта остается под большим вопросом. Впрочем, даже при нынешних ценах об окупаемости ЮП говорить сложно.
«Вероятность резкого повышения цен на энергоносители есть всегда, но я лично пока такой угрозы не вижу, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – В результате стагнации спроса из-за европейского кризиса может произойти снижение цен на газ. Но снижение – не критичное. Скажем, вдвое цены на газ могут упасть лишь при резком снижении мировых цен на нефть. Такое возможно, например, после «решения» иранского вопроса и установления в этой стране нового режима. На ближайшие три-четыре года реалистичными выглядят колебания относительно нынешних цен с подъемом примерно на 20% и падением на 30%. Более серьезных колебаний, повторюсь, не ожидаю».
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин также полагает, что резких ценовых колебаний в ближайшие годы на мировых рынках ждать не стоит. «Долгосрочные контракты на поставку российского газа европейским партнерам привязаны к ценам на нефть, а она вряд ли будет серьезно дешеветь, – поясняет он. – За пределами 2015 года – возможно, учитывая, что именно с 2015 года пойдет австралийский и катарский сжиженный природный газ (СПГ)».
Вопрос окупаемости ЮП, ориентировочная стоимость которого составляет 15,5 млрд. евро, под большим сомнением у аналитиков. «Допускаю, что ЮП не окупится в обозримом будущем. Об этом говорит иногда и само руководство проекта, – напоминает Александров. – Инфраструктурные проекты редко окупаются быстро, а в случае ЮП это как минимум лет 15–20. К тому же нет 100-процентной гарантии его загруженности. Например, «Северный поток» максимально будет загружен лишь на 75%, а практически скорее всего наполовину».
Эти проекты – политические. Они должны вовлечь в орбиту российского «Газпрома» крупнейшие компании и отдельные страны, говорит эксперт. «К сожалению, в экономике есть не так много отраслей, где Россия могла бы «общаться» на равных с Западом. Нефтегазовая сфера – главная из них, – считает Александров. – Но насколько эффективной окажется эта стратегия – пока непонятно».
В свою очередь, Крутихин куда более категоричен. «ЮП не окупится никогда – его мотивация сугубо политическая. Стоимость строительства может дойти в итоге и до 40 млрд. долларов, – негодует он. – А это вообще безумие – дешевле было бы договориться с украинцами и даже доплачивать им за транзит газа в Европу».
Сергей Куликов
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.