Одному из первых «громких» арестантов из числа бывших высокопоставленных чиновников не пришлось «отметить» двухлетие собственного заключения. Апелляционный суд смягчил приговор Валерию Иващенко в сторону условности срока. 14 августа экс-и.о. министра обороны вышел на свободу.
Заметные сроки заключения, которыми оборачиваются процессы против весомых представителей экс-властей, уже давно вызывают настойчивые подозрения Запада в избирательности украинского правосудия. Однако, отечественная Фемида и в самом деле подходит к итогам судов довольно избирательно. Так, еще сентябре 2011-го условным сроком отделался бывший первый зам главы «Нафтогаза» Игорь Диденко. В июле 2012-го к числу «условников» присоединился бывший главный таможенник Анатолий Макаренко, также обвиняемый по делу о знаменитом «газе «РосУкрЭнерго». Не менее показательным в определенном отношении может выглядеть и ситуация с экс-министром экологии. В апреле 2012 года Георгий Филипчук был приговорен к 3 годам лишения свободы, а уже в июне Апелляционный суд Киева решил, что двух лет условно будет достаточно. Тем временем в отношении «базовых» фигурантов скандальных дел, за которых регулярно вступаются зарубежные политики, ничего не менялось. «Мы требуем освободить лиц, находящихся в тюрьме по политическим мотивам — Юлию Тимошенко, Юрия Луценко и Валерия Иващенко», — напоминал уже в августе Орест Дейчакивский — старший сотрудник Хельсинской комиссии (Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе). Но к середине месяца «лед» вдруг тронулся.
До недавних пор апелляционная инстанция к самым известным осужденным относилась без особой мягкости — приговоры и Юлии Тимошенко, и Юрию Луценко остались без пересмотра и ушли на кассацию. И пока суды взялись за рассмотрение других дел против известных политиков, подошел апелляционный черед последнего из троицы «политически мотивированных» заключенных.
Возможный пересмотр приговора Валерию Иващенко был назначен на 14 августа — незадолго до того дня, когда должна была исполниться вторая годовщина пребывания бывшего исполняющего обязанности главы Минобороны в Лукьяновском СИЗО. Напомним, экс-и.о. был задержан 21 августа 2010 года, а уже 25 августа — арестован по решению суда по подозрению в злоупотреблении властью и служебным положением. Иващенко вменялось участие в незаконной продаже имущества Феодосийского судомеханического завода, которая, по мнению обвинения, обошлась бюджету более чем в 70 миллионов гривен ущерба. Продолжительность следствия и суда, затяжной арест, существенно пошатнувшееся в заключении состояние здоровья (как известно, временами в суд Валерия Иващенко доставляла «скорая», и он не всегда мог даже сидеть во время заседания), жесткость приговора и намерение его тут же оспорить — успели сделать из «дела Иващенко» один из ярчайших негативных примеров работы отечественной системы правосудия. И все же сам осужденный рассчитывал на то, что апелляционный суд выпустит его на свободу — в признании своей невиновности он сомневаться не спешил. «Моим упущением является то, что на титульном листе, рядом со своей подписью в графе «Согласовано», я не добавил «с учетом дополнений на 58 странице». Суд установил, что Михеев (управляющий санацией предприятия и еще один осужденный по «заводскому» делу, — «Подробности») скрыл от комитета кредиторов и от суда дополнение на 58 странице плана санации, а показывал только титульный лист», — пояснял Иващенко в интервью, как именно он «злоупотребил властью».
Как выяснилось 14 августа, Апелляционный суд Киева частично пошел навстречу бывшему чиновнику. В ходе заседания, на котором, к слову, присутствовал наблюдатель от Европарламента — экс-президент Польши Александр Квасьневский — Валерий Иващенко повторил тезисы о своем организационно-брократическом недочете. Как показали дальнейшие события, это было воспринято как частичное признание вины. И Фемида смягчилась — 5 лет реального заключения бывшему исполняющему министерские обязанности заменили на условное с годовым «испытательным» сроком (также «условностью» был заменен и трехлетний срок для второго фигуранта — Сергея Михеева).
После почти 2 лет за решеткой Валерий Иващенко был, наконец, освобожден в зале суда. «Они меня, наверное, пожалели, но не поступили как юристы – не отменили незаконное решение Печерского суда», — отреагировал он на решение судейской коллегии. Защита Иващенко собирается бороться дальше и отправлять жалобу на кассационный уровень. «Мы на этом не останавливаемся и будем подавать кассационную жалобу, считаем, что он невиновен», — пояснил адвокат Борис Нечипоренко. В свою очередь, возможность кассации рассматривают и в Генеральной прокуратуре. «По Михееву мы не будем подавать кассацию, а по Иващенко, когда получим и изучим материалы дела, подумаем», — рассказал 14 августа государственный обвинитель Петр Коваль. Но пока Валерий Иващенко все же на свободе.
Одной из причин образцово-показательной мягкости к знаменитому осужденному, по мнению и участников процесса, и эксперта, является то, что бывший и.о. настойчиво дистанцировался от политики. «Тимошенко и Луценко политики, а оппозиционные политики пока должны сидеть. В отличие от чиновников, которые не являются политически опасными. Иващенко чиновник, а не политик. Ни о какой политической деятельности не говорил, не размышлял, тем более не делал заявлений», — так склонен объяснять подоплеку судебного решения политолог и «единоцетрист» Вадим Карасев. Оснований у подобной позиции немало. Во-первых, о собственной аполитичности Валерий Иващенко действительно упоминал нередко. «Это за то, что я убирал грязных дельцов. Нет никаких оснований считать, что я политически преследуемое лицо», — уверен он в том, что его обвинение — проявление мстительности «со стороны тех лиц, которых я изгнал не лично, а законным способом из Минобороны, когда вступил в должность исполняющего обязанности министра обороны».
Примечательно, что версию «Дело может быть в политике, вернее, в ее отсутствии» косвенно подтверждает и обвинение. «Он в суде огласил заявление, что это дело не политическое и частично признал вину», — подытожил Петр Коваль. Таким образом, подобное интересное уточнение заставляет подозревать о том, что видимость «неполитичности» дела, выражаемая, в том числе, и в признании вины, служит для отечественной юстиции своего рода «смягчающим обстоятельством».
О «мягкости» речь идет или нет, но итог процесса против Валерия Иващенко может и не пройти для Украины бесследно. Освобождение одного из «узников режима» без снятия с него обвинений — шаг по-своему оправданный. Он (как и пресловутое упоминание о «неполитичности») предпринимает попытку вновь перевести беседы о громких судебных процессах против экс-чиновников высокого уровня в исключительно «коррупционную» плоскость, демонстрируя, заодно, в глазах Запада, готовность правосудия идти навстречу гуманизму. С другой стороны, некоторые специалисты, считают итог «заводского дела» еще более ожидаемым. «Конкретных доказательств вины Иващенко не было, он просто попал «под раздачу» разборок с оппозицией. На нем отрабатывалась технология обвинений и заключений бывших чиновников. Увидев, что в этом деле «перегнули палку», то решили его отпустить. Но теперь возникает коллизия: человек почти 2 года провел за решеткой и может обратиться в Европейский суд по правам человека с требованием компенсировать причиненный моральный вред», — допускает руководитель Института политических, социологических и маркетинговых исследований Владимир Бондаренко. Правозащитники считают, что на пересмотре приговора сказалось как раз внимание Запада. И нужно заметить, что жалобу на нарушения во время следствия защита Иващенко в Страсбург уже отправляла. Не исключено, что в случае провальной кассации в Украине, ЕСПЧ попросят принять решение и по приговору Валерию Иващенко в целом. Но пока же его случай все равно остается примером сравнительной мягкости украинского правосудия к представителям бывшей власти. Но могут ли рассчитывать на подобное отношение самые знаменитые из осужденных экс-чиновников?
Ксения Сокульская
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.