Во вторник Верховная Рада приняла в первом чтении закон, предусматривающий уголовную ответственность за клевету. А клеветой может быть сочтена любая критика. Этот закон направлен против журналистов, но под его действие подпадают и пользователи социальных сетей, и любые другие граждане, высказывающие критику публично. Эксперты приравнивают этот законопроект с введением инквизиции, сообщают «Экономические Известия».

На открытии 64-го Всемирного газетного конгресса и 19-го Всемирного форума редакторов президент Виктор Янукович заявил: «Одной из преград для развития медиа-пространства в Украине являются ошибочные стереотипы о недостаточности свободы слова в нашей стране. Это связано с нехваткой объективной информации». Президент подчеркнул, что сейчас главной задачей является создание условий, когда пресса может эффективно развиваться и быть независимой от какого-либо контроля.

Словно в насмешку над этим высказыванием главы государства, через две недели, 18 сентября, провластное парламентское большинство принимает в первом чтении «Проект Закона о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно усиления ответственности за посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию человека» (№11013). Автор — регионал Виталий Журавский. За — 244 депутата. Это — члены Партии регионов, коммунисты, Народная партия Литвина и половина внефракционных депутатов. Против — 14, представители «Нашей Украины» и БЮТБ.

Автор законопроекта — Виталий Журавский, выдающийся законотворец. Он, судя по парламентскому сайту, предложил аж четыре проекта законов. «О праздновании 55-летия создания Каневского училища культуры и искусств», «О внесении изменений в Закон Украины «Об общем среднем образовании» (относительно минимального количества учеников в классах общеобразовательных учебных заведений, расположенных в сельской местности), «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно установления ответственности за пропаганду гомосексуализма)». И сразу после гомосексуализма регионал занялся свободой слова.

Цитируем его шедевр.

«1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию,— наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до одного года.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующаяся в произведениях или средствах массовой информации,— наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления,— наказывается штрафом в размере от 1500 до 2500 необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от шести до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет.

4. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения,— наказывается штрафом в размере от 2500 до 5000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

5. Те же самые действия предусмотрены во второй, третьей, четвертой частях, повлекшие устойчивое расстройство здоровья человека,— наказываются ограничением или лишением свободы от трех до пяти лет».

Вице-спикер Николай Томенко заявил, что эти изменения направлены, в первую очередь, против журналистов: «Ситуация печальная: мы показываем, какие ценности мы исповедуем. В 2001 г. Верховная Рада под давлением экспертов и журналистов изъяла из уголовного законодательства такие архаичные понятия, как клевета и оскорбление, и каждый год находится человек, который в силу личных обстоятельств пытается вернуть их в Уголовный кодекс. Если эта норма появится, думаю, треть журналистов пересажают». Господин Томенко напомнил, как несколько лет судился с Леонидом Черновецким, который его обвинял в клевете. «А позднее информацию, что мэр разворовал 70% Киева, озвучил Попов, и это уже не было клеветой»,— заметил господин Томенко.

В воздухе запахло не только миллионными исками Павла Лазоренко, которые он выигрывал у журналистов и изданий, будучи украинским премьером, но и угрозой получения уголовных сроков за критику власти.

Эксперты единодушны в негативной оценке данной законодательной инициативы.

«Я в шоке. Надеюсь, депутаты не успеют принять этот закон во втором чтении. Дело уже не в огромных суммах штрафа, а в решетке, – говорит «i» Виктория Сюмар, директор Института массовой информации. – За любую критику теперь могут посадить. Любой чиновник, которому она не понравится». По словам госпожи Сюмар, потом эти дела может рассмотреть международный суд по правам человека, но все это будет потом. «У меня возникает ощущение, что власти понравилось держать своих критиков за решеткой. Или пугать их тюрьмой. Если раньше чиновники побаивались обвинений в коррупции, то этим законом власть любому оппоненту заткнет рот. И это касается не только журналистов, но и блогеров социальных сетей. Все, кто позволяет себе публично критиковать, могут понести за это уголовную ответственность», – говорит эксперт.

Директор Института массовой информации считает, что власть провоцирует СМИ. И ответ со стороны mass media должен быть максимально жестким – вплоть до забастовок и демонстраций. Вплоть до игнорирования освещения деятельности парламента. «Ведь этот закон – реальные «посадки», – подчеркивает эксперт. – В России 4 журналиста сидят. В Турции – 46. Но в Украине в 2001 г. уголовную ответственность за публичную критику снял Николай Томенко, будучи тогда главой комитета по свободе слова». По словам медиа-эксперта, господин Томенко ввел поправку: если подаешь в суд – вноси 15% от предъявляемой суммы. За претензии на 1 млн. грн. – нужно вносить 150 тыс. грн. Рената Ахметова это не остановит, но чиновников – вполне. «Несколько месяцев назад регионалы сняли это положение, открыв дорогу большим штрафам, а теперь за критику уже вводят уголовное наказание», – подвела итог госпожа Сюмар.

Политический консультант Партии регионов, медиаменеджер и журналист Алексей Мустафин тоже крайне резко отозвался об этом законе. «Любой здравомыслящий человек ополчится на этот закон! – сказал он в беседе с «i», – Этот законопроект не выдерживает никакой критики. В цивилизованной стране подобных законов быть не должно!» По мнению медиаменеджера закон, вводящий наказание за клевету, нельзя принимать во втором чтении ни до выборов, ни после. «Клевета – не предмет разбирательства уголовного кодекса. Недостоверной информацией может быть признана любая информация негативного характера. Ситуация такова, что с таким же успехом можно было проголосовать за введение инквизиции», – говорит эксперт.

Константин Рылев

 
 
 
Принят закон о клевете: инквизиция против свободы слова , 9.96 из 10 базируется на 72 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.