Вице-премьер Сергей Тигипко говорит о грядущем повышении заработной платы государственных служащих — на 26%. Для того чтобы понять подлинный смысл такого предложения, достаточно посмотреть на календарь — власть начинает заботиться о благостоянии бюджетников буквально за несколько недель до парламентских выборов, сообщает портал http://kontrakty.ua.

Не сомневаюсь, что последуют новые инициативы, которые будут преподноситься как социальные. И вполне возможно, что достаточная часть электората проголосует за избирательный список Партии регионов, оценив эту заботу. Так бывало уже не раз и перед парламентскими, и перед президентскими выборами. Почему должно быть иначе?

Неудивительно, что почетную миссию сообщить о грядущем повышении зарплат доверили Сергею Тигипко — не просто министру социальной политики, а человеку, еще недавно позиционировавшемуся как будущий реформатор. Это и есть все представления украинской элиты о реформах — повысить зарплаты и пенсии перед выборами. И это всегда срабатывает — гораздо лучше, чем любые настоящие изменения в стране. Лешеку Бальцеровичу пришлось расстаться с политической карьерой. Сергей Тигипко может сам решать, когда уходить — место в списке ему всегда будет обеспечено.

Непонятно другое: а что власть будет делать после выборов? Нельзя ведь повышать бюджетные зарплаты и пенсии в ситуации, когда денег на социальные программы давно уже не хватает и власти приходится затыкать то одну, то другую дыру. По реакции льготников можно было понять, что люди наиболее болезненно реагируют именно тогда, когда им пытаются уменьшить то, что уже стали выплачивать. Потому что воспринимают возвращение к статус-кво как то, что у них отобрали деньги, — никто и не вспоминает, что повышение произошло только что. Поэтому протесты неизбежны — и правительству еще не раз придется вспомнить о своих предвыборных посулах. Хотя сейчас эта констатация очевидного факта никого во власти не отрезвит. Люди, сбившиеся в стаю для того, чтобы делать бизнес, воспринимают как подарок судьбы каждый новый день пребывания в министерском или депутатском кресле. И они никогда не поступятся своими интересами сегодня, даже если будут находиться перед угрозой социального взрыва завтра.

Удручает, впрочем, не только это. Мы все время топчемся в каком-то заколдованном круге, когда действия властей перед выборами совершенно предсказуемы — пообещать, задобрить, выплатить. Суть социального посула — «Юлина тысяча», «Витина тысяча» — и таких инициатив будет еще немало, ведь им практически нечего противопоставить. Какой оппозиционер осмелится сказать, что повышать зарплату не нужно? Нет, он пообещает дать больше.

Само восприятие социальной политики как раздачи пряников перед выборами — это катастрофа для страны. Социальная сфера действительно нуждается в серьезном реформировании, но не в арифметическом, а сущностном. Настоящая социальная политика — это изменение Украины. Когда бюджетный сектор будет занимать незначительную долю государственных расходов, а у людей будет возможность проявить свою инициативу, у правительства появится реальная возможность улучшить жизнь тех, кто останется на госслужбе. Но для этого необходимо покончить с криминально-коррупционным характером самого государства. Для госслужащего его работа на страну должна стать привлекательной не с точки зрения получения взятки, а с точки зрения высокой зарплаты и социальной обеспеченности по окончании службы, но это невозможно, пока суть государственной работы в том, что чиновник нам все время что-то должен разрешать. Я не утверждаю, конечно, что на госслужбе коррумпированы все, но в этом-то и дело: никто не думает, что чиновник работает «за зарплату» и в результате честность наказывается гривней. Сколько ни повышай зарплату госслужащим — она все равно и близко не подойдет к уровню коррупционных возможностей. Да, таким образом можно выиграть выборы, но проиграть страну.

Виталий Портников

 
 
 
Тигипко раздает пряники от «Регионов» , 8.53 из 10 базируется на 74 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.