5 августа исполнился ровно год с момента заключения экс-премьер-министра Юлии Тимошенко под стражу. За этот год изменилась не только украинская политика, но и все общество. Но эти перемены вряд ли могут сыграть на руку Тимошенко.

Обезглавленная партия
5 августа 2011 года судья Печерского районного суда Родион Киреев в зале суда произнес следующие слова: «Подсудимая постоянно нарушала порядок, пренебрежительно относилась к свидетелям, затягивала рассмотрение дела, опоздала к началу судебного заседания, не объяснив причин своих действий. Поэтому суд принял решение о взятии экс-премьера Юлии Тимошенко под стражу». С этих слов и началась история заключения «леди Ю». Потом из Лукьяновского СИЗО, куда изначально поместили Тимошенко, ее переведут в Качановскую колонию под Харьковом.

Но Тимошенко не исчезнет из политической жизни страны, наоборот, с взятием вице-премьера под стражу, ее медиа-присутствие многократно увеличивается, а борьба между оппозицией и властью снова выходит на международный уровень. Но в ее «именной» политсиле, напротив, назревает кризис. Еще до ареста Тимошенко возникает такое явление, как «тушки» – народные депутаты, избранные по списку БЮТ, но после победы на президентских выборах Виктора Януковича покинувшие «материнскую» фракцию. Тимошенко пыталась бороться с этим явлением, продвигая идею принятия «императивного мандата». Но это новшество признали «неконституционным», а миграция из бывшей партии власти в нынешнюю продолжалась. Несмотря на неуспехи в борьбе с «тушками» Тимошенко продолжала руководить в партией и единолично принимать решения, которые оказывали влияния на жизнь оппозиции.

Однако после заключения под стражу ситуация в партии Тимошенко стала хуже. Казалось, во фракции остались лишь самые преданные ее лидеру люди, но вот, через месяц с небольшим после заключения Тимошенко в СИЗО из рядов «бютовцев» уходит один из наиболее верных «леди Ю» олигархов Тариэл Васадзе. При этом, Тимошенко еще не вынесли приговор. Вслед за Васадзе ушли Анджелика Лабунская и Руслан Зозуля. Примечательно, что Васадзе сразу же перешел во фракцию Партии регионов.

После же приговора и переезда в Качановскую колонию Тимошенко и вовсе утратила руководящую роль в партии. «В ее партии заключение Тимошенко позволило одной группе партийных бюрократов (во главе с Турчиновым) монополизировать управление, превратив саму Тимошенко в знамя, которому поклоняются, но как руководителя не воспринимают. Последствия наиболее явно отобразились в недавних скандалах со списками, когда многие видные депутаты-оппозиционеры в списках себя не нашли», — отмечает в комментарии для Podrobnosti.ua политолог Петр Олещук. И действительно, по словам защитника экс-премьера нардепа Сергея Власенко, Тимошенко окончательный список так и не видела. А состав кандидатов в нардепы менялся даже в ночь на 30 июля – день, когда список и огласили. При этом, из списков выпадали люди из окружения Тимошенко, а попадали – из окружения Турчинова. «Адвокат Юлии Тимошенко Сергей Власенко публично признал, что Юлия Владимировна не видела окончательный список так называемой объединенной оппозиции. Это то, о чем я говорил давно: Турчинов и Яценюк за спиной Тимошенко делают свои черные дела, сами составляют список по указанию Партии регионов», — считает один из самых эпатажных депутатов парламента Сергей Ляшко.

«Батькивщина» сейчас бледная тень БЮТ. Ведь в последнем был, несмотря на все противоречия, один популярный лидер. Теперь же в объединенной оппозиции из-за устранения Тимошенко другой «вождь». «Отсутствие мощного публичного лидера вынудило БЮТ прибегать к услугам «специально-приглашенной звезды» — Яценюка, который сразу же обозначил собственные претензии на первенство. Фактически, именно заключение Тимошенко сделало из Яценюка общенационального лидера», — считает Олещук. У Яценюка есть своя партия, и участие в объединной оппозиции – прекрасный шанс повысить свой собственный рейтинг. При свободной Тимошенко о союзе разных партий речи бы и не шло, а «Батькивщина» была бы куда влиятельнее, уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Если бы Тимошенко оставалась на свободе, объединенной оппозиции сейчас, скорее всего, не было бы. С другой стороны, «Батькивщина» с политически активной Тимошенко во главе составляла бы реальную альтернативу нынешней власти. Сейчас во главе с Яценюком оппозиция на это не способна», — отмечает он. Впрочем, Тимошенко пока влияет, пускай и как символ, на политику партии. Однако она уже превысила лимит свиданий на год вперед, утверждает Власенко, и если начальство колонии решит действовать по инструкциям, последний канал связи Тимошенко с внешним миром легко оборвется. Впрочем, оппонентам опальной оппозиционерки ее заключение тоже не в радость.

Без тормозов
Партия регионов, после заключения Тимошенко под стражу, казалось, могла вздохнуть свободно. Но все вышло наоборот – Тимошенко, к тому времени медленно, но уверенно терявшая популярность среди населения Украины снова стала одним из главных ньюсмейкеров. При этом, интерес к опальной главе правительства подогревался с каждым новым делом, заведенным против нее. «Что же до ее оппонентов, то они проявили за прошедший год собственную недалекость и отсутствие стратегического мышления в полном объеме. Пытаясь «очернить» Тимошенко, они только подогревали к ней внимание. Возбуждая дела, высосанные из пальца (вроде тех же скорых или «реанимации» дела Щербаня), они дискредитировали саму идею обвинения Тимошенко», — отмечает Олещук. «С одной стороны, не удался план Тимошенко стать «украинской Жанной д’Арк»: не признавать Януковича, не признавать суд и таким образом вывести себя на новую политическую орбиту. С другой, находясь на свободе, Тимошенко вряд ли имела бы более высокий рейтинг, чем она имеет сейчас», — уверен политолог Михаил Погребинский. Теперь Европа не устает напоминать «регионалам» о «леди Ю», а лидер ПР, президент Украины Виктор Янукович стал нежеланным гостем в ЕС. Футбольный чемпионат Евро-2012 не смог исправить ситуацию к лучшему – Януковича проигнорировали многие европейские политики. Ситуация после чемпионата практически не отличается от той, что была до Евро. Фактически «регионалы» совершили неравный обмен, «дав» Тимошенко за отстранение от дел ее партии и оппозиции международную поддержку.

Да и в самой партии власти начали происходить не вполне желанные многими «регионалами» (особенно – «старой гвардией») перемены. Переходящие к «регионалам» «тушки» всех уровней (от Верховной рады до местных советов) начали теснить тех, кто был с партией в самые сложные времена. Критерием приближения к верхушке партии стали деньги. В итоге, вчерашний «бютовец» в конфликте интересов с проверенными кадрами мог взять верх, если обладал финансовыми резервами. Наиболее ярко это проявилось во время составления избирательных списков, когда Юрий Болдырев оказался на 104 месте, а вчерашний «литвиновец» Олег Зарубинский – на 38-ом. Чем это будет чревато для ПР покажет ближайший же политический кризис, когда от «регионалов» депутаты побегут так же быстро, как от БЮТ после победы Януковича.

Еще одной переменой в Партии регионов стала смена отношения к электорату. После устранения Тимошенко, которая, может, и была не слишком сильным премьером, но показала свои задатки кризисного менеджера, власть перестала опасаться народных волнений. Не случайно лишь после заключения Тимошенко в ПР решились на необходимые (этого требовал МВФ), но крайне непопулярные реформы. Нескоординированность действий «афганцев» и «чернобыльцев», пассивность политиков, привели к тому, что акции протеста, которые могли если не сменить, то серьезно повлиять на власть, окончились ничем. «Первые лица Украины восприняли «посадку» Тимошенко как некое санкционирование собственного неограниченного правления»,- отмечает Олещук. «В системе координат лидеров ПР действуют не группы общества, а только некоторые лидеры. Они, например, до сих пор убеждены, что события 2004 года — результат работы ЦРУ и журналистов-поджигателей. Очевидно, они считают, что их «не любят» только из-за пропаганды отдельных политиков. Устранив их, они, вроде, расчистили себе путь для неограниченного правления», — говорит политолог. «Потому скандалы вокруг колоссальных «откатов», тендерных закупок и т.д. — это косвенный итог «посадки Тимошенко». Они просто не рассматривают тех, кто остался, как угрозу, а потому играют «открытыми картами». Думаю, подобное «личностное заблуждение» может оказаться очень опасным для нынешнего политического режима», — предупреждает эксперт.

Народ и Тимошенко
Но что дало заключение Тимошенко для «рядового украинца»? Помимо усиления «регионалов» – ничего. Соцопросы свидетельствуют – количество нежелающих голосовать ни за одну из политсил вместе с теми, кто еще не определился, превышают количество сторонников и власти, и оппозиции. Конфликт Тимошенко и Януковича воспринимается как конфликт «в верхах», которые страшно далеки от народа. «Думаю, общество как раз переживает апофеоз тупой апатии, отчужденности и разочарования. С одной стороны, сажают бывшего премьера, что, по идее, должно стать назиданием для всех чиновников, но общество видит, что количество хищений только возрастает. Ненавистники Тимошенко повторяют свои привычные аргументы. Сторонники, количество которых, пожалуй, выросло, им возражают. Общество же остается безразличным. Не было бы оно безразличным — Тимошенко бы не просидела и дня», — говорит Олещук.

Карасев в свою очередь отмечает – оппозиция не предложила ничего нового, кроме критики власти. С такими позициями сложно побеждать на выборах. Тем более, в условиях недоверия украинцев к любой власти. Скепсис и апатию общества к экс-премьер-министру усиливает сравнение условий заключения Тимошенко с условиями, в которые поставлен рядовой заключенный. Да и защита Тимошенко порой «проговаривается». «Со мной Юлия Владимировна обсуждает возможность проведения судебной реформы, изменения системы госуправления, выстраивания таких правил, которые не позволят сажать политиков в тюрьму по надуманным обвинениям. Сейчас её волнуют эти вопросы», — отметил Сергей Власенко. Думает ли Тимошенко вообще о простых заключенных, о том, что за кражу из нужды можно получить больший срок, чем за убийство человека (особенно, если убийца имеет влиятельных родственников), Власенко не сообщил. Впрочем, вряд ли разочаравшийся в украинских политиках избиратель будет питать по этому поводу особые иллюзии. Год, прошедший с заключения Тимошенко под стражу подтвердил лишь назревшую необходимость смены политической элиты. Как провластной, так и оппозиционной.

Борис Рудь

 
 
 
Тимошенко. Год за решеткой , 8.85 из 10 базируется на 98 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.