Шестое чувство
Тарас Тарасов — единственный украинский бизнесмен, сумевший продать игровую студию крупному западному издателю. Над чем он работает сегодня? Однажды в кулуарах киевской конференции разработчиков онлайн?игр пронесся слух, будто ее посетил Брюс Уиллис. За голливудскую звезду приняли главного докладчика – бизнесмена Тараса Тарасова. На родине его стали подзабывать. В 2007 году он первым из IT?предпринимателей Украины продал свою игровую студию крупному западному издателю – американской Oberon Media. Тарасов уехал на Кипр и в родной стране появляется редко. Бизнесмен родился в поселке Квасилов Ровенской области. Окончил восемь классов, четыре из которых, по собственным словам, прогулял. Тарасов скучал и за школьной партой, и в кооперативном техникуме. По-настоящему его увлекали только компьютерные игры. Но 20 лет назад в украинской глубинке нечего было и помышлять о том, чтобы на этом зарабатывать. Свою первую команду программистов Тарасов собрал в 1989-м. Тогда весь Союз создавал клоны японской игры Sokoban, в которой главный герой?кладовщик двигает по игровому полю ящики. Молодые украинцы сделали один из самых удачных клонов этой игры. «Тогда я понял, как сложно работать с программистами», – усмехается он. Чтобы зарабатывать на играх, нужно было переехать в Киев. В 1999 году Тарасов так и поступил. «Больше не было сил заниматься тем, что приносит только деньги и не приносит удовольствия», – объясняет он. Первую игровую студию Another Day Ltd Тарасов создал с несколькими партнерами. На дебютный проект ушел год. «Это была многопользовательская игра, в которой по полю ползают червяки и откусывают хвосты друг другу», – вспоминает он. Смешную и азартную игру хвалила профильная пресса, но пользователям она не понравилась. Тарасов понял, что нужно опираться не только на интуицию. Он стал следить за рынком, изучать тренды. Новую игру компания сделала за две недели. И в первый же месяц продаж она принесла денег больше, чем предыдущая за год. Разработка игр позволяла безбедно жить и заниматься любимым делом. Довольны были все основатели студии, кроме Тарасова. «Он, наверное, как только родился, уже знал, что станет звездой», – шутит организатор конференции разработчиков онлайн?игр ConfOG Татьяна Краузе. Тарасов никогда не соглашался на полумеры, вспоминает его давний товарищ Виталий Хить, совладелец киевской гейм?студии Absolutist. В начале 2000?х приятели увлеклись ездой на мотоциклах. Чтобы не раскатывать на чем попало, Тарасов пригнал из Днепропетровска роскошный Yamaha Chopper. В 2003 году Тарасов окончательно разошелся с партнерами по Another Day Ltd, которые, как он считал, несерьезно относятся к бизнесу. Он ушел из компании и через две недели основал новую. Another Day Ltd закрылась спустя два месяца после его ухода. «Так бывает, если вытащить из механизма батарейку, – размышляет Хить. – А Тарасов – одна большая батарейка». Свою новую компанию – Friends Games Тарасов уже ни с кем не делил. За первые три месяца студия заработала больше денег, чем Another Day Ltd за четыре года. Тарасов скооперировался с питерской компанией Zodiac Interactive, которая разрабатывала софт для американских провайдеров кабельного ТВ. Фирма Тарасова стала выпускать интерактивные игры для пользователей кабельных сетей. «За нашими темпами не мог угнаться никто: мы делали по 12 игр в год», – вспоминает предприниматель. Работать только с ТВ?провайдерами было неинтересно. «В этом бизнесе очень много маразма, даже в США он ретроградный», – поясняет Тарасов. Он обратил внимание на рынок казуальных игр, переживавший тогда подъем. К этой категории относят простые игры вроде пасьянсов и аркад, за которыми можно скоротать несколько свободных минут. Американским партнером Тарасова стала Oberon Media, стремившаяся захватить лидерство на рынке казуальных игр. Тарасов организовал работу с ней по схеме second?party development: издатель заказывает студии игру определенного жанра и формулирует основные требования, а подрядчик разрабатывает продукт и придает ему товарный вид. Friends Games начала уделять все больше внимания казуальным играм. Чтобы меньше зависеть от одного крупного клиента, Тарасов делал такие игры не только для Oberon: некоторые он издавал самостоятельно. По итогам 2004 года казуальные игры занимали в доходах Friends Games всего 20%. А уже к концу 2005?го компания Тарасова полностью сосредоточилась на разработке казуалок – 50% для Oberon Media, 50% для себя. Friends Games быстро стала заметным игроком на этом рынке. В отличие от большинства владельцев гейм?студий Восточной Европы Тарасов умел управлять бизнес?процессами, выдерживать дедлайны и вести документацию. «Я делал не игры – я делал компанию», – объясняет он. Скромничает: все самостоятельные игры Friends Games созданы на основе его идей. Особенно предприниматель гордится игрой Go?Go Gourmet. Одно из главных направлений в казуалках – игры со спрятанными предметами. Тарасов додумался объединить кулинарные шоу, пользующиеся огромной популярностью у американцев, с поиском предметов. В Go?Go Gourmet нужно искать продукты для будущих блюд. Игра быстро стала хитом. Цена в $19,99 американских домохозяек не пугала. Когда выяснилось, что оригинальные игры Friends Games продаются лучше, чем придуманные в Oberon, американцы приняли решение о приобретении украинского партнера. Тарасов был не против. На рынке казуальных игр оставалось все меньше локальных игроков: крупные компании их поглощали либо вытесняли. В октябре 2007 года сделка по продаже Friends Games была закрыта. Одновременно Oberon купила питерскую студию Kenjitsu. Тарасов не раскрывает ни оборотов Friends Games, ни суммы сделки с Oberon. Хить дает понять, что это была «сделка с шестью нулями». Алексей Костарев, основатель российской i?Jet Media, входящей в первую пятерку мировых издателей игр для соцсетей, полагает, что в 2007 году студия с 25–30 разработчиками могла быть оценена в несколько миллионов долларов. «Один миллион или десять – зависело от выручки», – добавляет он. Практически сразу после сделки Oberon закрыла свои американские студии и перенесла всю разработку в Санкт?Петербург и Киев. Для Тарасова, который остался в объединенной компании, это стало полной неожиданностью. Рынок казуальных игр переживает закат, отмечает продюсер игровой компании Nival Сергей Галенкин: такие игры уступают позиции не только социальным сетям, но и браузерным играм. Половина рынка объемом $2 млрд приходится на Северную Америку, основная аудитория?– женщины 45–50 лет. Тарасов считает разговоры об упадке преждевременными, но соглашением с?Oberon очень доволен: после продажи Friends Games на рынке казуальных игр не было ни одной крупной сделки. В 2007?м на пике находился не только рынок казуальных игр, но и финансовые мультипликаторы. «У него есть чуйка, и этой чуйке я завидую белой завистью», – говорит о Тарасове Хить. «В?придачу к золотым мозгам он получил блестящую интуицию, которая никогда не подводит», – добавляет Краузе. Бывший топ?менеджер Oberon Media Дэвид Никсон признает, что сделка была удачной для Тарасова, чего не?скажешь об Oberon. Перенос разработки в Россию и Украину привел, по словам Никсона, не к сокращению, а к росту расходов. «Пришло время мобильных и социальных игр, – убежден Никсон. – Игры по загрузке все еще приносят деньги, но этот рынок стагнирует». Через 10 месяцев после сделки Тарасов ушел из объединенной компании. «Я лишний раз убедился, что подчиняться чьим?то приказам не для меня», – отмечает бизнесмен. Сегодня 36-летний Тарасов – гражданин Земли. В конце прошлого года он с женой Юлией переехал в Кремниевую долину: «Пока на пару месяцев, а там видно будет». Над его новыми проектами работают подрядчики на Филиппинах и в других точках земного шара. К родине бизнесмен питает смешанные чувства. «Там плохой бизнес?климат, – вздыхает он. – Да и вообще климат плохой». Тарасов уважает людей, которым удается вести бизнес в Украине, и не исключает, что когда?нибудь ситуация изменится к лучшему. Один из его новых проектов – конференция Sociality Rocks! регулярно гостит в Киеве. Тарасов признается, что эта деятельность не приносит прибыли и даже уходит в минус. На этой фразе он заметно понижает голос: может услышать жена, а конференция скорее ее проект, чем мужа. У Тарасова больше идей, чем денег. Чтобы максимально реализовать замыслы, приходится искать партнеров. «В одиночку здесь никто не?работает», – объясняет бизнесмен. Выходец из Oberon Никсон занимает пост контент?директора Ассоциации казуальных игр и развивает с Тарасовым несколько совместных проектов. «Те его стартапы, о которых я знаю и в которых участвую, обещают быть дико успешными, – говорит Никсон, не упуская возможности пошутить над партнером. – Остальные наверняка провалятся!». Никсон выделяет в Тарасове три главных качества. Во-первых, украинец генерирует множество новых идей. Во-вторых, как никто умеет организовывать и мотивировать команды программистов. И наконец – он потрясающе цепок. «У Тарасова лишь один недостаток: классных идей так много, что он начинает распыляться», – сожалеет Никсон. По словам Тарасова, за неделю, предшествовавшую интервью Forbes, у него родилось три заготовки для бизнесов глобального масштаба. Что же это за грандиозные проекты? Подробностями Тарасов делится крайне скупо. Он основал студию по разработке игр для социальных сетей. С соцсетями связан и ряд других проектов – в частности, сервис дистрибуции скачиваемого с Facebook контента. Сервис станет доступным после того, как Тарасов утрясет все детали с партнером. В соцсетях поселится и другой его проект – похожая на Groupon система заказа товаров и услуг. Немногим охотнее Тарасов рассказывает об образовательном проекте для украинских программистов, стартаперов и инвесторов, которые хотят освоить принципы ведения бизнеса в цифровую эру. Но и в этом случае отказывается уточнять сроки запуска. Когда Тарасов присматривал себе домик в Долине, риэлтор обратил внимание, что клиенты говорят с украинским акцентом. Тарасов впервые встретил американца, который отличил украинцев от других выходцев из Восточной Европы. «Вы уже третий украинский бизнесмен, которому я показываю дома в Долине на этой неделе», – ответил риэлтор. Для Тарасова это стало еще одним подтверждением того, что он вовремя вышел из бизнеса в родной стране. Шестое чувство. GSC Game World 4A Games Best Way Qplaze
Знай наших
Крупнейшие украинские игровые студии
Киев
Сергей Григорович
Разработала такие хиты, как «Казаки» и S.T.A.L.K.E.R. (более 4 млн копий, выручка – не менее $50 млн). Ныне команда распущена, собственник ищет инвестора.
Киев
Андрей Прохоров
Основана выходцами из GSC Game World. Создала игру Metro 2033 (продано около 1 млн копий, минимальная выручка – $10 млн), работает над ее продолжением.
Северодонецк
Дмитрий Морозов
Серия тактических стратегий на тему Второй мировой войны «В тылу врага». Продажи в странах СНГ – более 300 000 копий, минимальная выручка – $2 млн.
Киев
Андрей Барановский,
Борис Щеулов
Казуальные и?мобильные игры. В активе – более 150 игр. Всего продано около 20 млн копий, минимальная выручка – $18 млн.
Шестое чувство
,
8.48
из
10
базируется на
72
оцен.
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.